Уже много лет волонтеры Спасо-Парголовского храма помогают заключенным. Предлагаем вашему вниманию рассказ одной из сестер о тюремном служении.

Тюремное служение отличается от иных послушаний тем, что сострадание к угодившим "за решетку" разбавляется недоверием к подопечным, неприятием их образа жизни, жестокости...

Но 90 процентов писем заключенных начинается примерно так: «отца не знаю, мать выпивала, умерла, когда мне было пять лет. Жил с бабушкой, недоедал, украл в магазине булку, попал в колонию для несовершеннолетних. Вышел, опять сел; освободился - нет ни родных, ни дома, попал в плохую компанию, ограбили магазин, всех посадили». Вариации – «родителей не помню, воспитывался в детском доме», «мать с кем-то уехала, отец женился, меня выгнали». Грустные истории некоей социальной глубинки, которая поставляет нашему населению потребителей, жующих незаработанный хлеб. Нахлебников, которых все-таки жаль.

Если была бы такая медаль, «За долгую, добросовестную переписку с нашим приходом», ее могли бы вручить первому и давнему нашему собеседнику – пожизненно заключенному Александру.

В 2002 году на имя настоятеля Спасо-Парголовского храма, протоиерея Михаила Сечейко пришло письмо из учреждения с неофициальным названием «Черный дельфин». В письме говорилось о том, что отец Александра – тоже Михаил и так же, как и отец Михаил, был участником Великой Отечественной войны. Просил Александр отеческого благословения и духовной помощи. Помнится, о. Михаил достал свой кошелек, опустошил его и дал поручение – отправить большую посылку к Рождеству Христову.

Второе письмо из тюрьмы было полно благодарности и напоминало о духовных потребностях, ибо в колонии нет храма и не бывает священник. Тогда казначей из своих денег оплатила посылку с духовной литературой, Библией, а отец Кирилл пожертвовал из своей библиотеки толстенную книгу «Как творить Иисусову молитву». Переписка завязалась. Одно-два письма в месяц туда и столько же обратно, двенадцать в год, за 17 лет – более двухсот.

О чем эти письма? О самом главном даре Господа человеку – о свободе выбора, о любви к сокамерникам, которая никак не получалась, о том, что, видимо, у Господа не было другого способа отвернуть этого умнейшего, глубокого мыслителя от бизнес-суеты, о благодарности Господу за все-таки спасение и нам - за тот спасательный круг, который был ему брошен.

Благодарность – большая радость в нашем служении: «Благодаря Вашим письмам, молитвам и советам, я пересмотрел свою жизнь, переосмыслил свои поступки и взгляды. Спасибо за Ваше доброе сердце и доброту ко мне» – это уже из другого письма. «Как-то подошел ко мне один человек и спросил: чему ты постоянно улыбаешься? Я ответил, что мне радостно на душе и сердце, и потому я улыбаюсь и привел пример из мультика про Кроху Енота. Он не понял – при чем тут енот? Говорю – помнишь песенку: от улыбки станет всем теплей… И тут он сам стал улыбаться… Вы спрашиваете – как мое здоровье? Это письмо пишу левой рукой. Думал, что буду инвалидом, но поврежденная кисть правой руки все-таки зажила, ваши лекарства тоже помогли. Курсы краснодеревщиков я закончил. Сейчас пробую резать из дерева шахматы – кое-что уже получается».

У сестры, которой адресовано это письмо, слезы на глазах: «я учусь у него стойкости и мужеству»…

Благодарность от заключенных может быть и в форме красивой, вручную разрисованной открытки, и в форме пухового платка, отправленного уже «со свободы», и в форме слов восхищения – «как Вам удалось отнести на почту посылку в 17 килограммов?»

Тюремное служение – это собрать посылку, написать письмо – не общие слова, адресованные именно этому, бедствующему в житейском море, человеку.

Желательно с любовью и уважением – главной миссионерской заповедью. Ведь наша задача – поддержать духовно, научить «ловить рыбу», обращаться к Господу, помочь человеку открыть в себе талант, дарованный каждому.

Из письма заключенной Ирины: «Спасибо за клубки шерсти, их так много, что я смогу связать несколько костюмчиков детям из нашего тюремного детсада». Из нашего письма: «Вы скоро освобождаетесь, боитесь, что не найдете работу – а у Вас есть такая прекрасная возможность создать свою артель по вязанию красивых и модных шарфов и шапочек. Отправляем модные журналы по вязанию, может быть, пригодятся».

Тюремное служение – это и наше стремление открыть в себе источник любви к братиям и сестрам с непростыми судьбами, помочь им обрести надежду, преодолеть отчаяние, найти опору в Боге.

Сестра Наталья