Задачей этого лета православного дневного лагеря «Беловес», проводимого в с.Белоус Черниговского района - профориентационная. Каждый день посвящен какой-либо одной или двум профессиям.
Дети разделены на 5 семей. В каждой семье есть «родитель» - «мама» или «папа». Это ребята 13-15 лет. Остальные ребята в семьях – «дети». Семьи имеют фамилии: Самоделкины, Рукоделкины, Трудягины, Муравейкины и Пчелкины.
День начинается с молебна и коротенькой духовной беседы по заповедям Господним, проводимой батюшкой – о.Дмитрием Крюковым. До обеда гость – представитель профессии – или один из воспитателей проводит мастер-класс, на котором ребята знакомятся с основами профессии. Затем начинается тренинг, проходящий, в основном, в игровой форме, который завершается демонстрацией «готовой продукции».
По итогам жюри команды награждаются медалями: За мастерство, За организованность, За сплоченность, За интересные идеи и За отзывчивость. В результате, каждая семья получает переходящую медаль, которая на следующий день может снова достаться им, а может перейти к другой семье.
За плохое поведение в течение дня на руку нарушителя зеленкой ставится метка. В конце дня метки подсчитываются, и объявляется, какая из команд сколько меток получила. Планировалось, что большое количество меток могло повлиять на рейтинг команды при подсчете баллов, но, к счастью, до этого не дошло. Все вели себя хорошо, меток было немного, и дети воспринимали их скорее как шутку и повод для улыбки и шуток.
День заканчивается словом воспитателя или мастера. Взрослые рассказывают, что удалось, что получилось, и обращают внимание ребят на то, над чем каждой семье необходимо поработать, будь то организованность, распределение обязанностей и т.д.
Сегодня был день журналиста. Предлагаю вашему вниманию план дня.
План дня
1. Рефлексия, создание позитивного настроя: В кругу, взявшись за руки, дети отвечают на вопрос: Что интересного произошло в лагере за предыдущие 3 дня?
Высказывается тот, кто хочет. «Родители» отмечают, что больше всего запомнилось их семьям (1й репортаж для семейной газеты).
Упражнение «Кто тише скажет фразу».
Семье достается одна их пяти фраз:
• Доброе слово и кошке приятно
• Про доброе дело говори смело.
• Жизнь дана на добрые дела.
• Доброе слово лечит, а злое калечит.
• Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Это упражнение успокаивает детей и учит их не говорить громко. В нашем лагере это является насущной проблемой.
Знакомство с профессией журналиста.
Журналистика овеяна ореолом славы и таинственности. К людям этой профессии относятся с особым вниманием и почтением. Способность влиять на умы миллионов, формировать мнение о событиях и людях, возможность быть в центре политических, культурных или экономических событий создают впечатление, что журналисты — люди необыкновенные.
Неотъемлемая часть работы журналиста – интервью. Брать интервью – дело непростое. Но без этого мы никогда бы не узнали о добрых, смелых и решительных людях, которые являются образцом хороших качеств для нас.
Сегодня мы будем учиться:
a) подмечать в человеке изюминку и доброе качество
b) брать интервью
c) создавать рекламный ролик
d) готовить телевизионный выпуск новостей
e) писать заметку
f) готовить выпуск семейной газеты
Задание 1. Интервью
Чтобы правильно взять интервью, нужно:
• подготовиться к интервью. Для этого нужно узнать о человеке как можно больше из газет, книг, телеархивов. Необходимо найти в человеке те положительные качества, которые мы хотим, чтобы стали известными всем. Напр., мы восхищены смелостью человека, его талантом рисовать или печь пирожки, его добротой, самоотверженностью и др. хорошими качествами.
Упражнение на выявление интересных и позитивных качеств. Дети разбиваются на 2 команды. Им раздают сердечки двух цветов, которых должно быть равное количество. Ребята с сердечками одного цвета формируют внутренний круг, становясь спиной друг к другу. Другие – внешний круг, лицом к участникам внутреннего круга.
Под музыку, или на счет, внешний круг двигается, пока не прозвучит команда «Стоп!» Участники, оказавшиеся напротив, внимательно смотрят друг на друга и, не произнося ни слова, записывают в сердечко 3 самых интересных положительных качеств другого. После этого они обмениваются сердечками.
В процессе обсуждения выяснилось, что многим детям радостно было получить сердечко и узнать о себе хорошее. Некоторые старшие ребята отметили чувство дискомфорта. Упражнение следует проводить с осторожностью и в основном с детьми с нормальной и заниженной самооценкой.
• познакомиться с человеком. Во-первых, нужно представиться. Я журналист газеты «Н», меня зовут К (позже в семьях ребята придумывают название газеты и ТВ-программы – одно название). Далее нужно дать возможность человеку представится. Необходимо расположить человека к себе. Для этого можно сказать ему что-то приятное, расслабить его, рассказав шутку, расспросить его, о чем он собирается рассказывать.
• уметь активно слушать.
Дети знакомятся с умением активно слушать:
Активный слушатель делает:
Устанавливает контакт глаз
Кивает головой в знак того, что ему интересно и он слушает
Задает вопросы, выказывающие заинтересованность: Да? Правда?
Задает уточняющие вопросы: И что же было потом? Где, вы говорите, это произошло?
Повторяет слова собеседника в точности или перефразировано: «он пришел», «вам было страшно» и проч.
Помогает собеседнику рассказывать дальше, если он забыл, о чем говорил, стесняется, смущается и др.
Активный слушатель не делает: (можно предложить ребятам самим составить или дополнить этот список)
Ковыряется в носу
Смотрит по сторонам или в небо
Думает о своем
Не задает вопросов
Ничем не показывает, что ему интересно
Избегает контакта глаз
Рассматривает, во что одет собеседник
Отвлекается на разговоры по телефону и др.
Упражнение 1. Читается рассказ «Про умную собаку» Арсения Седугина, и после каждого предложения каждая семья должна отреагировать приемом активного слушателя, не пользуясь приемами, уже использованными.
Упражнение 2. Три «да» В понятие грамотного слушания входит также умение без искажения воспринимать мысли собеседника. Один из пары высказывает какую-либо мысль, например: «Сегодня хорошая погода». Второй человек пытается выяснить, что он имеет в виду, что он подразумевает и задает вопросы типа: «Ты хочешь открыть окно?», «Ты любишь солнечные дни?», «Ты лучше себя чувствуешь в такую погоду?», «Ты хочешь пойти погулять?» до тех пор, пока три раза не услышит положительный ответ.
• правильно задать вопрос. 1. Вопросы не должны касаться личной жизни собеседника, если предварительно об этом не было договоренности, напр. Любите ли вы свою сестру? Вопросы должны быть тактичными, спокойными, ненавязчивыми. 2. Вопросы должны выявить и помочь зрителям и читателям узнать то хорошее, что знает (или хочет узнать) журналист о человеке.
Игра «Доктор Лиза». «Родители» семей объединяются и обсуждают адаптированное под возраст ребят интервью с Доктором Лизой. Дети в своих семьях в это время продумывают, какие вопросы они зададут.
Задача: Мамы и папы из чужих семей играют роль доктора Лизы. Семья должна взять интервью, задав 7-10 вопросов, и узнать как можно больше о докторе Лизе.
В конце семьи рассказывают то, что они узнали о докторе Лизе.
Если остается время можно провести упражнение:
Новость одной рукой
Каждый день телевидение, радио и печать обрушивают на человека море информации. Информация может быть подробной, может быть не очень подробной и может быть очень короткой, состоящей буквально из одного предложения. Про такую информацию так и говорят "Новость одной строкой”.
Задание: Попробуйте составить однострочное сообщение о событии, произошедшем где-то в мире. При этом обязательно употребите в тексте сообщения пять слов из предложенных: • Азербайджан, небоскреб, ограбление, коляска, асфальт • США, айсберг, команда, митинг, шахматы; • Украина, стадион, космос, дожди, урожай; • Франция, источник, фильм, паника, обвинение; • Италия, рынок, наводнение, болезнь, пирожки. Все предложенные существительные можно превращать в глаголы или прилагательные, можно добавлять к предложенным словам сколько угодно других слов; главное - чтобы сообщение имело хоть какой-нибудь смысл
После обеда:
Игра с мячом. Участники перебрасывают по кругу мяч. Каждый бросающий при этом называет какой-то предмет. Например: «Я бросаю утюг». Тот, кто поймал мяч, должен назвать три нестандартных способа использования этого предмета и бросить следующему участнику уже новый предмет. Если у кого-то еще возникнут варианты необычного использования этого предмета, они могут тоже их высказать.
Задание 2. Выпуск газеты и программы новостей в семьях.
1. Выбор редакционной коллегии ТВ-передачи (шеф-редактор и ведущий) и газеты (редактор и писатели-журналисты + оформители – малыши рисуют). Семья делится пополам
2. Проводится жеребьевка заданий на интервью:
o Интервью у батюшки
o У работников столовой
o У воспитателей
o У детей своей семьи: Герои среди нас.
o У родителей своей семьи: Наши родители – герои!
Дети берут интервью. Результаты интервью обсуждаются в семье, и каждая редколлегия готовит выпуск газеты и выпуск новостей, а также ролик, рекламирующий здоровый образ жизни.
Правила составления рекламного ролика:
• рекламируя один товар, нельзя чернить другой;
• доказать необходимость этого товара покупателю;
• проассоциировать использование товара с состоянием внутреннего комфорта покупателя;
• использовать новшества и нестандартные подходы к построению видеоряда рекламного ролика;
• использовать подходящее музыкальное сопровождение; использовать в ролике психологические приемы, позволяющие расположения к себе покупателя: юмор, улыбки, неформальное общение, ненавязчивость, разрешение проблемы – при этом помнить об общественной морали и тактичности по отношению к покупателю.
День закончился просмотром теленовостей, рекламных роликов и презентаций газет. Все были очень довольны. Особенно удачно – смешно и талантливо - получились рекламные ролики.
Подготовила воспитатель лагеря Татьяна Потапенко
Дети разделены на 5 семей. В каждой семье есть «родитель» - «мама» или «папа». Это ребята 13-15 лет. Остальные ребята в семьях – «дети». Семьи имеют фамилии: Самоделкины, Рукоделкины, Трудягины, Муравейкины и Пчелкины.
День начинается с молебна и коротенькой духовной беседы по заповедям Господним, проводимой батюшкой – о.Дмитрием Крюковым. До обеда гость – представитель профессии – или один из воспитателей проводит мастер-класс, на котором ребята знакомятся с основами профессии. Затем начинается тренинг, проходящий, в основном, в игровой форме, который завершается демонстрацией «готовой продукции».
По итогам жюри команды награждаются медалями: За мастерство, За организованность, За сплоченность, За интересные идеи и За отзывчивость. В результате, каждая семья получает переходящую медаль, которая на следующий день может снова достаться им, а может перейти к другой семье.
За плохое поведение в течение дня на руку нарушителя зеленкой ставится метка. В конце дня метки подсчитываются, и объявляется, какая из команд сколько меток получила. Планировалось, что большое количество меток могло повлиять на рейтинг команды при подсчете баллов, но, к счастью, до этого не дошло. Все вели себя хорошо, меток было немного, и дети воспринимали их скорее как шутку и повод для улыбки и шуток.
День заканчивается словом воспитателя или мастера. Взрослые рассказывают, что удалось, что получилось, и обращают внимание ребят на то, над чем каждой семье необходимо поработать, будь то организованность, распределение обязанностей и т.д.
Сегодня был день журналиста. Предлагаю вашему вниманию план дня.
План дня
1. Рефлексия, создание позитивного настроя: В кругу, взявшись за руки, дети отвечают на вопрос: Что интересного произошло в лагере за предыдущие 3 дня?
Высказывается тот, кто хочет. «Родители» отмечают, что больше всего запомнилось их семьям (1й репортаж для семейной газеты).
Упражнение «Кто тише скажет фразу».
Семье достается одна их пяти фраз:
• Доброе слово и кошке приятно
• Про доброе дело говори смело.
• Жизнь дана на добрые дела.
• Доброе слово лечит, а злое калечит.
• Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Это упражнение успокаивает детей и учит их не говорить громко. В нашем лагере это является насущной проблемой.
Знакомство с профессией журналиста.
Журналистика овеяна ореолом славы и таинственности. К людям этой профессии относятся с особым вниманием и почтением. Способность влиять на умы миллионов, формировать мнение о событиях и людях, возможность быть в центре политических, культурных или экономических событий создают впечатление, что журналисты — люди необыкновенные.
Неотъемлемая часть работы журналиста – интервью. Брать интервью – дело непростое. Но без этого мы никогда бы не узнали о добрых, смелых и решительных людях, которые являются образцом хороших качеств для нас.
Сегодня мы будем учиться:
a) подмечать в человеке изюминку и доброе качество
b) брать интервью
c) создавать рекламный ролик
d) готовить телевизионный выпуск новостей
e) писать заметку
f) готовить выпуск семейной газеты
Задание 1. Интервью
Чтобы правильно взять интервью, нужно:
• подготовиться к интервью. Для этого нужно узнать о человеке как можно больше из газет, книг, телеархивов. Необходимо найти в человеке те положительные качества, которые мы хотим, чтобы стали известными всем. Напр., мы восхищены смелостью человека, его талантом рисовать или печь пирожки, его добротой, самоотверженностью и др. хорошими качествами.
Упражнение на выявление интересных и позитивных качеств. Дети разбиваются на 2 команды. Им раздают сердечки двух цветов, которых должно быть равное количество. Ребята с сердечками одного цвета формируют внутренний круг, становясь спиной друг к другу. Другие – внешний круг, лицом к участникам внутреннего круга.
Под музыку, или на счет, внешний круг двигается, пока не прозвучит команда «Стоп!» Участники, оказавшиеся напротив, внимательно смотрят друг на друга и, не произнося ни слова, записывают в сердечко 3 самых интересных положительных качеств другого. После этого они обмениваются сердечками.
В процессе обсуждения выяснилось, что многим детям радостно было получить сердечко и узнать о себе хорошее. Некоторые старшие ребята отметили чувство дискомфорта. Упражнение следует проводить с осторожностью и в основном с детьми с нормальной и заниженной самооценкой.
• познакомиться с человеком. Во-первых, нужно представиться. Я журналист газеты «Н», меня зовут К (позже в семьях ребята придумывают название газеты и ТВ-программы – одно название). Далее нужно дать возможность человеку представится. Необходимо расположить человека к себе. Для этого можно сказать ему что-то приятное, расслабить его, рассказав шутку, расспросить его, о чем он собирается рассказывать.
• уметь активно слушать.
Дети знакомятся с умением активно слушать:
Активный слушатель делает:
Устанавливает контакт глаз
Кивает головой в знак того, что ему интересно и он слушает
Задает вопросы, выказывающие заинтересованность: Да? Правда?
Задает уточняющие вопросы: И что же было потом? Где, вы говорите, это произошло?
Повторяет слова собеседника в точности или перефразировано: «он пришел», «вам было страшно» и проч.
Помогает собеседнику рассказывать дальше, если он забыл, о чем говорил, стесняется, смущается и др.
Активный слушатель не делает: (можно предложить ребятам самим составить или дополнить этот список)
Ковыряется в носу
Смотрит по сторонам или в небо
Думает о своем
Не задает вопросов
Ничем не показывает, что ему интересно
Избегает контакта глаз
Рассматривает, во что одет собеседник
Отвлекается на разговоры по телефону и др.
Упражнение 1. Читается рассказ «Про умную собаку» Арсения Седугина, и после каждого предложения каждая семья должна отреагировать приемом активного слушателя, не пользуясь приемами, уже использованными.
Упражнение 2. Три «да» В понятие грамотного слушания входит также умение без искажения воспринимать мысли собеседника. Один из пары высказывает какую-либо мысль, например: «Сегодня хорошая погода». Второй человек пытается выяснить, что он имеет в виду, что он подразумевает и задает вопросы типа: «Ты хочешь открыть окно?», «Ты любишь солнечные дни?», «Ты лучше себя чувствуешь в такую погоду?», «Ты хочешь пойти погулять?» до тех пор, пока три раза не услышит положительный ответ.
• правильно задать вопрос. 1. Вопросы не должны касаться личной жизни собеседника, если предварительно об этом не было договоренности, напр. Любите ли вы свою сестру? Вопросы должны быть тактичными, спокойными, ненавязчивыми. 2. Вопросы должны выявить и помочь зрителям и читателям узнать то хорошее, что знает (или хочет узнать) журналист о человеке.
Игра «Доктор Лиза». «Родители» семей объединяются и обсуждают адаптированное под возраст ребят интервью с Доктором Лизой. Дети в своих семьях в это время продумывают, какие вопросы они зададут.
Задача: Мамы и папы из чужих семей играют роль доктора Лизы. Семья должна взять интервью, задав 7-10 вопросов, и узнать как можно больше о докторе Лизе.
В конце семьи рассказывают то, что они узнали о докторе Лизе.
Если остается время можно провести упражнение:
Новость одной рукой
Каждый день телевидение, радио и печать обрушивают на человека море информации. Информация может быть подробной, может быть не очень подробной и может быть очень короткой, состоящей буквально из одного предложения. Про такую информацию так и говорят "Новость одной строкой”.
Задание: Попробуйте составить однострочное сообщение о событии, произошедшем где-то в мире. При этом обязательно употребите в тексте сообщения пять слов из предложенных: • Азербайджан, небоскреб, ограбление, коляска, асфальт • США, айсберг, команда, митинг, шахматы; • Украина, стадион, космос, дожди, урожай; • Франция, источник, фильм, паника, обвинение; • Италия, рынок, наводнение, болезнь, пирожки. Все предложенные существительные можно превращать в глаголы или прилагательные, можно добавлять к предложенным словам сколько угодно других слов; главное - чтобы сообщение имело хоть какой-нибудь смысл
После обеда:
Игра с мячом. Участники перебрасывают по кругу мяч. Каждый бросающий при этом называет какой-то предмет. Например: «Я бросаю утюг». Тот, кто поймал мяч, должен назвать три нестандартных способа использования этого предмета и бросить следующему участнику уже новый предмет. Если у кого-то еще возникнут варианты необычного использования этого предмета, они могут тоже их высказать.
Задание 2. Выпуск газеты и программы новостей в семьях.
1. Выбор редакционной коллегии ТВ-передачи (шеф-редактор и ведущий) и газеты (редактор и писатели-журналисты + оформители – малыши рисуют). Семья делится пополам
2. Проводится жеребьевка заданий на интервью:
o Интервью у батюшки
o У работников столовой
o У воспитателей
o У детей своей семьи: Герои среди нас.
o У родителей своей семьи: Наши родители – герои!
Дети берут интервью. Результаты интервью обсуждаются в семье, и каждая редколлегия готовит выпуск газеты и выпуск новостей, а также ролик, рекламирующий здоровый образ жизни.
Правила составления рекламного ролика:
• рекламируя один товар, нельзя чернить другой;
• доказать необходимость этого товара покупателю;
• проассоциировать использование товара с состоянием внутреннего комфорта покупателя;
• использовать новшества и нестандартные подходы к построению видеоряда рекламного ролика;
• использовать подходящее музыкальное сопровождение; использовать в ролике психологические приемы, позволяющие расположения к себе покупателя: юмор, улыбки, неформальное общение, ненавязчивость, разрешение проблемы – при этом помнить об общественной морали и тактичности по отношению к покупателю.
День закончился просмотром теленовостей, рекламных роликов и презентаций газет. Все были очень довольны. Особенно удачно – смешно и талантливо - получились рекламные ролики.
Подготовила воспитатель лагеря Татьяна Потапенко