Прот. Павел Адельгейм
Сегодня Евангелие рассказывает как одна женщина, услышав слова Христа, в порыве благодарности, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, питавшие Тебя». Мы сегодня тоже собрались почтить пресвятую Богородицу, простёршую над нами покров материнского попечения.
Этот праздник установлен тысячу лет назад. В это время Византия пришла в упадок. Государство разрушалось под напором новых народов, которые окружали её – арабов, сельджуков, сарацин. Они жгли города и обращали в рабство пленников. Византия не имела для защиты ни средств, ни сил, ни войск. От византийской империи осталась только столица -Константинополь. Всё остальное было потеряно, и Константинополь осадили сарацины. В городе закончились запасы пищи, не было денег на оплату воинов. Надежды на избавление своими силами опали, как осенью сухие листья. Когда истощаются надежды на человеческую опору, остаётся надежда на помощь Божию.
Народ обратил свои молитвы к Богу. В ночь перед приступом жителям Константинополя было не до сна. Они понимали, что утром сарацины возьмут город штурмом и разорят, а жителей уведут в рабство. Во всех храмах Константинополя совершалось богослужение. Богослужение в те времена совершалось не так, как теперь. Оно начиналось поздно вечером, а заканчивалось на рассвете. Когда священник возглашал: «Слава Тебе, показавшему нам свет», на востоке занималась заря. Эти слова выражали благодарность Богу за наступающий день. В привычной для нас церковной традиции эти слова произносятся вечером. Поэтому теряется их смысл. Это слова благодарности Богу за новый день: «Слава Тебе, показавшему нам свет!».
Во всех храмах Константинополя с вечера и до утра совершалось богослужение, Оно так и называется «всенощное бдение». Во Влахернском храме Константинополя хранился покров Божьей Матери, её головной платок. Это была чтимая святыня. В этом храме, как и во всех храмах, тоже совершалось ночное богослужение, и на нём присутствовали блаженный Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний. Во время богослужения у блаженного Андрея вдруг открылись духовные очи, и он увидел необычайное событие. Он увидел, как от западных дверей храма через весь народ к алтарю приближается Пресвятая Богородица вместе с Иоанном Крестителем, апостолом Иоанном Богословом и множеством святых. Пресвятая Богородица прошла через весь храм, приблизилась к царским вратам, опустилась перед ними на колени и долго молилась, а затем вошла в алтарь и, опустившись перед престолом на колени, снова долго молилась. Потом она вышла из алтаря, сняла с головы свой платок и распростёрла над народом, молившимся в храме. Блаженный Андрей обратился к своему ученику Епифанию и спросил:
- Епифаний, видишь ли ты Царицу Небесную? Епифаний отвечал:
- Вижу, отче, и ужасаюсь.
Блаженный Андрей видел Пресвятую Богородицу духовными очами, а весь народ трепетным сердцем ощущал Её благодатное присутствие.
Весть об этом событии мгновенно разнеслась по всему городу. Народ понял, что Пресвятая Богородица простёрла свой покров и защитит город в этот день. Действительно, сарацины сняли осаду с города, ушли, и Константинополь простоял ещё четыреста лет.
Избавление Константинополя по молитвам Богоматери мы сегодня празднуем. В Греции это событии забылось. Греки не празднуют день Покрова Пресвятой Богородицы. Российская церковь восприняла это церковное предание из Византии, и оно стало одним из великих праздников. Покров вошёл в число самых значительных церковных праздников.
Мы помним явления икон Божьей Матери, источавших её Материнское милосердие и храним надежду на Бога и Его милость. Пресвятая Богородица олицетворяет собою божественную милость. Милостив Бог, а Пресвятая Богородица – олицетворяет Его милость. Мы знаем, что в мире есть великое материнское сердце, которое способно вместить все наши и скорби и нужды, просьбы, и благодарность.
Как нам относиться к этим далёким событиям? Прежде всего, необходимо призывать Матерь Божью и прославлять в своих молитвах, как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Во-вторых, обращаться к Ней со своими нуждами, просить о помощи, заботе и ходатайстве. Молитвы действенны и доходят до неба. Матерь Божья и святые отзываются и становятся соучастниками наших молитв. Более всех приемлет молитвы и отзывается на них Сам Господь. И третье, необходимо постоянно благодарить Матерь Божью за благодеяния, которые были явлены нашему сознанию и за те, что остались незамеченными нами, но незримо покрывали нас от бед и напастей.
Тайна тайн непостижимая,
Глубь глубин необозримая,
Высота невосходимая,
Радость радости земной,
Торжество непобедимое.
Ангельски дориносимая
Над родимою землей
Купина Неопалимая.
Херувимов всех Честнейшая,
Без сравнения Славнейшая,
Огнезрачных Серафим,
Очистилище чистейшее.
Госпожа Всенепорочная
Без истленья Бога родшая,
Незакатная звезда.
Радуйся, о Благодатная,
Ты молитвы влага росная
Живоносная вода.
Ангелами охраняемый,
Цвет земли неувядаемый,
Персть сияньем растворенная,
Глина девством прокаленная -
Плоть рожденная сиять.
Тварь до Бога вознесённая,
Диском солнца облаченная,
На серпе луны взнесенная,
Приснодевственная Мать.
Ты покров природы тварной,
Свет во мраке, пламень зарный
Путеводного столба!
Радуйся, о Благодатная,
Ты молитвы влага росная
Живоносная вода.
В грозный час, когда над нами,
Над забытыми гробами
Прозвучит труба,
В час великий, в час возмездья,
В горький час, когда созвездья
С неба упадут,
И земля между мирами,
Извергаясь пламенами
Предстанет на Суд,
В час, когда вся плоть проснется,
Чрево смерти содрогнется
(Солнце мраком обернется)
И как книга развернется
Небо надвое,
И разверзнется пучина,
И раздастся голос Сына:
- “О, племя упрямое!
Я стучал - вы не открыли,
Жаждал - вы не напоили,
Я алкал - не накормили,
Я был наг - вы не одели...”
И тогда ответишь Ты:
- “Я одела, Я кормила,
Чресла Богу растворила,
Плотью нищий дух покрыла,
Солнце мира приютила,
В чреве темноты...”
В час последний в тьме кромешной
Над своей землею грешной
Ты расстелишь плат:
Надо всеми, кто ошую,
Кто во славе одесную,
Агнцу предстоят.
Чтоб не сгинул ни единый
Ком пронзенной духом глины,
Без изъятья, - навсегда,
И удержишь руку Сына
От последнего проклятья
Безвозвратного Суда.
Радуйся, о Благодатная,
Ты молитвы влага росная,
Живоносная вода.
Стихи М.Волошина. Пролог к поеме о Преп. Серафиме.