Протоиерей Всеволод Шпиллер
Событие, которое мы сегодня празднуем, произошло более тысячи лет тому назад на краю Царьграда во Влахернском храме. Там шла всенощная и, конечно, ночью, а не вечером, как теперь. (Потом служилась литургия — после всенощной, ночью). Но вот, за всенощной произошло следующее. Среди народа стоял Христа ради юродивый Андрей и около него — отрок Епифаний, его ученик. Они, вдруг почувствовав посреди всенощной что-то, повернулись назад и увидели, что через западные врата (их называли Царскими т.к. царь входил через них входит… Сама Божия Матерь!.. Поддерживает Её с одной стороны пророк и Предтеча Креститель Иоанн, а с другой — Иоанн Богослов, который был Ей усыновлён Христом прямо со креста. Вокруг были и другие — и пророки, и святые…
Поклонившись, Божия Матерь, поддерживаемая двумя великими Иоаннами, медленно проследовала на середину храма, остановилась, стала перед амвоном, опустилась на колени и молилась. Потом поднялась, прошла дальше, стала на амвон, на солею, перед самым алтарём остановилась и опять стала молиться и … плакать! Молилась в слезах! Потом обернулась к народу и простёрла над ним свой мофорий — то, чем покрывала главу — покров. (Мы называем это у архиереев омофором). Покров Божией Матерью был простёрт над молившимся народом, и не только над тем, который в это время молился во Влахернском храме, а над всем верующим народом, над всеми людьми, братья и сёстры, и так он и остался над всеми нами до сих пор! До сих пор Божия Матерь молится о нас обо всех и плачет, простёрши над всеми нами свой Покров… Не у нас это было, а в Константинополе — Царьграде. Только там, как и в других поместных православных Церквах, этот праздник не празднуется… А у нас он празднуется и, притом, как великий праздник!
Братья и сёстры! Кто сподобился этого явления? Кто увидел входящую в храм Божию Матерь и Её моление о нас? — Блаженный, Христа ради юродивый Андрей. А он был из славян. Русским он не был, но был из родного нам славянского племени. Он попал в плен в Грецию. Воспитал его, взявши к себе как раба, один очень богатый, хороший человек и дал ему прекрасное образование. Этот юноша был очень умён и, для своего времени, великолепно образован. В доме этого богатого человека, в его окружении, в обществе, которому он принадлежал он занял исключительное положение так называемого нотара (теперь у нас — нотариусы; это имя отсюда и происходит. Это, иными словами, писец, но такой, который занят особенными, умными письменами). Этот образованнейший человек, занимавший прекрасное положение в обществе, очень близкий к царскому престолу, был не только настоящим христианином, но был человеком исключительной верности, любви и преданности Христу и желанием спастись особым подвигом особенного поста и особенной, непрестанной молитвы, а при этом и подвигом нищеты, подвигом бесприютности. Он взял на себя подвиг юродивого, закрыл то богатство, которое получил от этого мира — умное, культурное, и всякое другое. Закрыл его и покрыл себя этой, если хотите, маской. Но это не маска — это лик святого подвижника, во Христе юродивого. Впоследствии у него был и ученик — Епифаний, который и пришёл в этот храм вместе с ним помолиться Богу. И вот что они увидели…
Это удивительное явление! И удивительно, что мы с вами его празднуем, а там, где оно произошло, там его не празднуют. Удивительно, что Русская Православная Церковь так возвеличила это явление, это видение, придала ему такое значение. И мы с вами празднуем и будем праздновать этот день так же торжественно всегда, если Русская Православная Церковь будет стоять до конца этого мира. Потому что, может быть, именно русскому благодатному церковному уму были открыты величайшие тайны о Божией Матери, о том, что такое Божия Матерь для человечества. Может быть, потому именно мы так празднуем этот праздник, что именно нам глубже всего открыта тайна Богоматери: Она была не только простым орудием Боговоплощения, давшим человеческую плоть Второму Лицу Пресвятой Троицы — Господу Иисусу Христу, и, следовательно, дальше — нашего искупления и нашего спасения… Нет! Она была условием Боговоплощения: не было бы Божией Матери — не было бы Боговоплощения. Не было бы того «Да» Божией Матери, которое Она, Пречистая Дева Мария, сказала: «Да, Я верю, Я хочу… Я так верна Богу, что на всё, что только нужно Божией воле от Меня — Я на всё готова! На всё, на всё — Да!…» Это «Да» Она сказала от лица всего человечества! Она нашлась в этом человечестве — святая, непорочная, пречистая, такой чистоты, равной которой среди людей не было. Но в Ней она была! Этот необычайный, единичный, удивительный цветок — Пречистая Дева Мария — был взращён человечеством. Она оказалась условием: если бы Её не было, то и не было бы этого «Да!», то не было бы и Боговоплощения — условия нашего спасения. И мы это поняли.
Когда я говорю «мы» — это не мы с вами, нет, это — благодатный ум Русской Православной Церкви, который понял глубже всех христианских умов, всех христианских Церквей, что именно о Ней — о Божией Матери, пречистой Деве Марии, было сказано в Священном Писании: «И оправдалась Премудрость в творении Твоём». Вот Она и была оправданием, осуществлением в творении Божественной Премудрости. Это и было открыто благодатному уму нашей Русской Православной Церкви. Это мы с вами, русские православные люди, поняли: Божия Матерь есть сердце Церкви. Господь Иисус Христос — глава, а Пречистая Дева Мария, Божия Матерь — сердце Церкви.
И там, где это сердце бьётся, там мы, верующие во Христа, не можем не почувствовать особенной теплоты и силы! Войдите в любой храм православной церкви: всюду — иконы Божией Матери. И так тепло становится на сердце от того что Покров-то Её распростёрт над нами, от того, что Она — сердце нашей Церкви… От того, что бьётся это сердце — бьётся сердце нашей веры как надо и у нас, у каждого верующего! А ведь есть христиане, в храмах которых икон Божией Матери нет, почитания Её нет… Если вы войдёте в такой храм, там может быть и очень хорошо, но только… очень холодно! И вы так ясно чувствуете, что чего-то главного, чего-то такого важного в этой вере во Христа нет, если нет веры и в Божию Матерь! А мы одним вздохом исповедуем свою веру и во Христа, и в Божию Матерь. Видим Её лик вместе с ликом Младенца, Господа Иисуса Христа — воплотившегося Богомладенца, и тем освятившим человеческое естество, человеческую плоть. Ведь всё дело именно в том, что Божия Матерь приняла на себя Божественную энергию, само Божество и дала Божеству плоть естества человеческого, и тем самым естество человеческое получило эссенциально другое значение, смысл, который открылся перед благодатным умом, перед духовным взором Русской Православной Церкви с особенною силой и особенною глубиной.
А может быть есть ещё и другая причина, по которой мы с вами так особенно торжественно празднуем явление Божией Матери во Влахерне и Её Покров: молясь о христианах, Она плакала… может быть, Она плакала больше, чем о других о… А о ком же другом и плакать Божией Матери, как не о нашей с вами Церкви! Кто больше страданий перенёс и переносит? Кто больше всяких мук перенёс и переносит, и будет переносить? О ком больше надо плакать, как не о нас, которые несмотря на то, что у нас так велик благодатный ум, но мы его соединяем с такими грехами всегда! Так ли мы с вами живём, как должно православным христианам? Нет! Столько в нашей церковной жизни всякого греха, всяких немощей, всяких слабостей! Таким страстям мы, русские православные христиане отдаёмся, как, может быть, никто другой из верующих православных христиан! Об этом столько писали, например, Достоевский, и наши святые, например, Тихон Задонский. Как ни сокрушались и в те времена, и в наше время хорошие, настоящие, святые люди… И, может быть, именно потому-то Она и плакала? И плач Её так близок и понятен нам, что мы с вами всё-таки знаем, что о нас надо плакать и просить, и молить у Бога заступления за нас, таких грешных! И вот Она и просит, и покров Её распростёрт над нами…
Помните, сказано: «Просите и дастся вам»? Это каждому из нас сказано, каждый из нас может по-настоящему просить у Бога, и дастся нам всё, о чём мы Его просим. Но подумайте же: если о нас Божия Матерь Сама просит, так что же нам будет дано по этим молитвам, по этому Её о нас заступлению!? Подумайте, братья и сёстры, какую благодатную силу имеет защищающий нас от всяких бед Покров Божией Матери! И когда мы это хорошо себе представим и почувствуем, мы с вами будем Ей молиться и просить Её хранить нас всегда под своим Покровом и благодарить Бога за то, что Он нам дал Её и Её святой, спасающий нас Покров. Аминь.