Протоиерей Александр Зелененко

Поучительные уроки для детей и родителей
из события Рождества Пресвятой Девы Марии

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней…»

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным.

Человечество напоминало путника, блуждающего во тьме ночной, который завидя всполохи зари, предваряющей восход солнца, успокаивается и радуется, чувствуя, что скоро при свете дня он подойдет к своей цели верным путем.

В положении такого путника было всё человечество до рождения Богоматери. Мир был окутан грехом, в нем было темно, уныло и беспросветно. Только редкие личности, и в числе их праведные старцы Иоаким и Анна, как одинокие светильники, среди подавляющего греховного мрака сияли светом праведной жизни, и им суждено было первыми ощутить радость взошедшей зари нравственного обновления человечества.

Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, избирая Себе в Матерь, дарованную им - Пречистую Деву Марию. И мы сегодня вспоминаем ее, именно потому, что Она более всех, как никто другой, как ни один святой, как ни один ангел или архангел, послужила тайне Воплощения Сына Божия и нашему спасению.

Пресвятая Дева Мария своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших» (стихира на «Господи, воззвах», глас 6).

Пречистая Богоотроковица собою являет всю силу человеческой святости в своем высшем достижении и полноте. Она есть поэтому "честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим". В этой святости своей, она явилась достойна, дать человеческое естество Господу, и, поскольку оно преподается нам в причащении Его Тела и Крови, она и есть "Предложение Божественного хлеба" всему человечеству.

Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диаволу. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, правды, любви и вечноблаженной жизни.

Нельзя при этом не воспеть благочестие праведных Богоотец Иоакима и Анны, родителей Девы Марии, которые стали «виновниками всемирного торжества», благодаря своей непорочной жизни и рождении дочери.

Они стали для всех и навсегда высочайшим примером веры, надежды, любви, терпения, смирения, праведности и неослабевающей молитвы. Они жили высокой праведной жизнью, и, вместе с тем, Бог не давал им иметь детей. И многие люди, видя их праведность, благочестие, завидуя этой праведности, злорадно говорили, что не такие уж они праведники, раз Бог не дает им детей.

Но они продолжали со смирением жить и молить Бога о том, чтобы Он дал им ребенка. И вот, уже прошедшие большой жизненный путь, во многом преобразившиеся в этой жизни, ставшие людьми одухотворенными и бесстрастными, они, наконец, получили эту великую радость — стать на склоне своих лет родителями. Они уже были так стары, что не должны были по всем законам земного естества иметь ребенка. Но ребенок был дарован им. И дан именно таким образом, чтобы и им самим, и всем людям, стало ясно, что этот ребенок пришел в мир по какому-то особому Промыслу Божию. И для них это было очевидно, что ребенок этот не их, а Божий. Бог через них дал этому ребенку жизнь тогда, когда, казалось бы, уже не мог у них родиться никто, а значит, он принадлежит не им, а Богу. Они готовы были отдать его, что и исполнили, когда Марии исполнилось три года, посвящая ребенка Богу, как и обещали в своих молитвах.

Уже в этом для нас, открывается глубокий смысл. К сожалению, большинство из нас чисто по-мирски подходит к деторождению. Или дети рождаются у нас случайно, когда мы даже не задумываемся о том, что можем стать родителями, и заняты только собой; или же мы, желая иметь детей, желаем иметь для себя некую радость, развлечение, некую живую игрушку. Но всякий раз мы думаем о том, что наш ребенок — это только наш ребенок, и существует он для нас, и в мир приходит от нас, благодаря нам, забывая о том, что каждый человек — это, прежде всего создание и достояние Божие. Вот почему очень часто, эгоистично производя на свет детей, мы получаем со временем, подобных себе эгоистов, которые повторяют нас и начинают жить для себя, в свое удовольствие, всячески используя своих родителей.

А потом, начиная точно так же жить по примеру родителей, они, имея своих детей, играя в них, развлекаясь ими, тешат собственное родительское тщеславие. И не предвидится конца этой череде неправедных родителей и неправедных детей, не смотря на примеры праведников.

Рождество Пресвятой Богородицы должно дать нам повод поразмыслить над тем, так ли мы относимся как к своим родителям, так и к своим детям. Почему мы довольно часто пожинаем горькие плоды в собственной жизни, во взаимоотношениях друг с другом, с родителями, братьями, сестрами, родственниками, детьми и внуками.

Рождение Девы Марии было наградой родителям за их целомудрие, праведную жизнь, горячие молитвы, неуклонную надежду на Бога и безропотное перенесение скорбей. Этим праведникам, уготовляемым Богом для такого великого служения, было попущено «поношение бесчадства», очищение душ в скорбях и печалях, чтобы они вышли из них сверкающими чистотой, как золото, очищенное в огненном горниле.

И в тот день, когда она родилась в этом мире от своих праведных родителей на свое особое, ею одной осуществимое церковное служение в этот мир пришла великая радость. По существу, Рождество Пресвятой Богородицы предваряло другое Рождество Спасителя. И если бы не нашлось в мире тех праведных родителей, от которых родилась та праведная девочка, которая вместила в себя святость праведников всего человечества, не пришел бы в этот мир Спаситель.

Сегодня мы празднуем День Рождения той, благодаря которой в мир пришел Христос. Мы празднуем Рождение той, которая стала основанием нашего спасения. Мы празднуем Рождение той, которая навсегда останется величайшим идеалом материнства для всех православных христиан.

Поучительные уроки для родителей и детей:

Праздник Рождества Пресвятой Девы Марии и пример ее родителей – св. прав. Иоакима и Анны учит:
• важности правой веры и Богоугодной жизни, что имели родители Девы Марии (дабы обрести и нам от Бога благоволение и достойные плоды Его милости);
• безропотному перенесению жизненных испытаний, людских поношений, скорбей и невзгод, сохраняя веру надежду и любовь к Богу и своим обидчикам;
• смирению, покорности воле Божией, долготерпению, в ожидании благих перемен и неотступности в молитвенном обращении к Богу;
• относиться всегда с искренним доверием к Богу, подателю всех благ, не терять надежды, помня, что Богу всё возможно;
• важности исполнения своих обещаний Богу и людям;
• что успех воспитания детей лежит в недрах родовой сокровищницы;
• что от святых и праведных рождаются и воспитываются подобные им;
• упреждать зачатие ребенка церковным благословением, заключением законного венчанного брака, постом, молитвой, Исповедью и Причащением св. Христовых Тайн;
• почитанию родителей, Богопочитанию и почитанию образа Божьего в каждом человеке;
• пониманию того, что «дети - награда от Господа, дар Его благости, милости и любви, Его достояние…», а затем - родителей, которым Бог доверил с ответственностью их жизнь и богоугодное воспитание;
• тому, что за этот превеликий дар – детей, мы пред Богом в ответе. Потому, очень важно, не навредить, а помочь им, содействуя делу их спасения;
• тому, что в детях для родителей кроется не только земное будущее, но и загробное вечное, в зависимости от характера их воспитания и жизни;
• кому, и что обещают родители и крестные при Крещении (Богу посвящении), дарованных им детей и как исполняется ими крещальный обет и их обязанности;
• кому, в чью волю и власть родители предоставляют души детей после их крещения – Богу, Церкви (христианскому воспитанию в церковном укладе), миру соблазнов или лукавому духу, врагу нашего спасения.

Будем учить детей своих всему доброму и необходимому для земной и будущей вечной жизни, не столько словами, сколько примером нашей жизни. Как часто теперь жалуются на непочитание и грубость детей родители, родственники, учителя! И кто не хочет иметь кротких и благонравных детей? Постараемся же, прежде всего сами в себе воспитать эти прекрасные качества, сами никогда не позволяя себе ни словом, ни делом оскорблять своих родителей, родственников и ближних.