Протоиерей Валерий Захаров
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, братья и сестры, за Божественной Литургией мы слышали притчу Христа Спасителя о безумном богаче. Этот человек называется безумным потому, что он не понимал смысла и значения той жизни, которую даровал ему Господь.
В притче говорится о том, что у этого человека уродился богатый урожай. Не имея куда сложить всё собранное в поле, он самому себе стал говорить: "Сломаю старые житницы и построю новые. Буду есть, пить и веселиться, ибо много накопилось у меня". "Но Бог сказал ему: "безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет" (Лк.12:20-21).
Все мы переживаем дни Рождественского поста и должны отчетливо понимать, для чего этот пост установлен в Церкви. Этой притчей Святая Церковь говорит нам об одном из значений поста. Оказывается, мы не для себя должны жить, а богатеть в Бога. Нам необходимо задуматься: "Для чего я живу? Что я совершаю доброго и полезного в этой жизни?" Это не праздные вопросы, они должны волновать нас ежедневно. Бог должен стать для нас самым главным в этой жизни, все свои устремления мы должны направить к Нему, о Нем постоянно помышлять. При этом каждый из нас должен помнить о том, что, стремясь к Богу, служа Ему, мы не должны забывать о тех людях, которые окружают нас в повседневной жизни. Потому что как можно любить Бога, не любя окружающих нас людей.
Об этом же почти две тысячи лет назад говорил апостол и евангелист Иоанн Богослов, о том, что невозможно любить Бога, не любя человека. Если мы хотим постоянно помнить о Боге, мы должны помнить о тех людях, которые живут рядом с нами, и помогать этим людям. Часто человек нуждается в самом малом, в том, что каждый из нас может дать этому человеку. Многие думают: "Я бы помогал другим, но сам ничего не имею. Хорошо было этому евангельскому богачу - у него был большой урожай. А я что могу дать, чем поделиться?" Братья и сестры, а разве не можем мы поделиться добрым, ласковым взглядом? Почему нет в нас доброты, любви к человеку, которые должны быть в нашем сердце? Вместо любви - проявление эгоизма, безразличия, чёрствости. Не так мы должны жить, особенно в дни поста. Мы боимся оскоромиться кусочком мяса или глотком молока, но при этом "съедаем" живого человека и не задумываемся об этом. Так давайте соблюдать пост во всем, и, прежде всего, в том, о чём учит нас сегодня Святая Церковь. Будем стремиться к тому, чтобы Богом богатеть. Чтобы Господь стал центром, стержнем нашей жизни. И, стремясь к этому центру, не будем забывать о людях, которые находятся рядом с нами.
Все мы с пользой для самих себя должны пройти поприще Рождественского поста. И с радостным чувством и с подготовленным сердцем встретить праздник Рождества Христова. Все мы должны стать теми яслями, в которые возляжет воплотившийся Господь. Это не простая задача, и в одночасье к этому мы себя никогда не сможем подготовить. Поэтому на протяжении 40 дней Святая Церковь приготовляет нас к пришествию в наше сердце Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Поэтому неслучайно именно в Рождественский пост Церковь предлагает нашему вниманию евангельскую притчу о безумном богаче. Не будем уподобляться этому человеку. Не будем стремиться только к тому, чтобы хорошо и счастливо устроиться в земной жизни. Не в этом смысл нашей жизни. Мы не для себя, а в Бога должны богатеть.
Дай Бог, чтобы слова этой притчи подвигли нас к тому, чтобы все мы не только в дни Рождественского поста, но и во все дни нашей земной жизни стремились богатеть Богом. Аминь.
Сегодня день памяти святителя Митрофана епископа Воронежского и святого благоверного князя Александра Невского. Эти святые являют нам пример того, как можно богатеть Богом.
Александр Невский был великим князем, то есть главой государства, и, будучи совсем молодым человеком, одерживал такие победы, о которых могли мечтать другие полководцы. Он побеждал даже тогда, когда вражеское войско намного превосходило его войско и в численности, и в вооружении. Почему? Потому что он целиком и полностью предавался в руки Божии, надеялся на то, что Господь будет вместе с ним и его воинами. В историю вошли его слова: "Не в силе Бог, а в правде". И совершались величайшие чудеса и величайшие победы, благодаря которым происходило становление и укрепление русского государства и его Церкви Христовой.
Святитель Митрофан начинал свое служение с небольшого прихода, где он служил рядовым священником. Но, овдовев, он принимает монашеский постриг. В монастыре он становится игуменом. На него обращает внимание патриарх Иоаким и уговаривает его стать первым епископом воронежской кафедры. Святитель Митрофан очень много сделал для становления Святой Христовой Православной Церкви, он участвовал в различных спорах и диспутах с язычниками. Немало он потрудился и для процветания и укрепления могущества России. Мы знаем, что он был духовником российского императора Петра Первого.
Когда Петр решил строить в Воронеже первый российский флот, святитель Митрофан не только преподал на это свое благословение, но и материально оказывал содействие императору. В дальнейшем этот российский флот одержал блистательную победу на Азове, за что святитель Митрофан получил титул не только епископа Воронежского, но еще и Азовского. Он имел величайшее влияние на Петра Первого, который старался исполнять все его благословения. Однажды император пригласил святителя к себе во дворец. На фронтонах дворца находилось множество статуй языческих богов. Святитель Митрофан отказался идти во дворец. Зная характер Петра, святитель очень рисковал. Но любовь императора к святителю была настолько велика, что он приказал убрать статуи. Когда умер святитель Митрофан, сам император нес его гроб и со слезами говорил: "Умер мой духовный наставник и отец. Такого наставника и отца у меня больше никогда не будет".
Помолимся этим святым, чтобы их молитвами Господь всех нас сподобил не в себя, а в Бога богатеть.