Протоиерей Евгений Халимонов


Генрих Гофман. Христос и богатый юноша. 1889г.

Среди огромной массы народа некий юноша подошёл к Иисусу, и говорит: Учитель благой! а что мне сотворить, чтобы унаследовать жизнь вечную? Тогда Христос говорит: Почему ты ко Мне обращаешься со словами «Учитель благой»? Это присуще только Богу. «Никто не благ, как только один Бог». То есть этот юноша, сам не зная того, свидетельствует, что он разговаривает с Человеком, равным Богу – Сыном Божиим.

Тогда последовал ответ: Исполняй заповеди, и войдешь в жизнь вечную. Юноша спрашивает: Какие? А ведь он хорошо знал ветхозаветные заповеди, и тем не менее Иисус начинает ему напоминать: Не убивай; не прелюбодействуй; не воруй; не лжесвидетельствуй; чти отца твоего и матерь; и: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: Эти заповеди я исполняю с самого детства.

Почему Христос говорит ему именно так? Конечно же, этот человек не был убийцей. Но это исполнение предполагает множество градаций, и нельзя сказать, чтобы человек, охраняя одно или другое, сделался истинно совершенным. Хорошо, когда человек не смеет убивать оружием подобного себе. Но еще лучше делает, когда человек не убивает человека словом, ведь иногда можно словом нанести глубокую рану на сердце человека. Уклоняющийся от нанесения обид и всякого рода - поступает еще лучше. Есть люди, которые не только не убивают людей ни оружием, ни словом и не наносят никакого вреда, но даже и не говорят ничего худого про своих ближних. Эта - ступень, еще более высокая, при исполнении одной и той же заповеди.

Дополняя свой ответ, юноша спросил: Чего еще недостает мне? И тогда Христос произносит слова: Пойди и продай свое имение, и если ты хочешь быть совершенным, то прояви милость к ближним твоим – раздай имение, раздай всё, чтобы ничего тебя не связывало с этим временным миром, и будешь иметь сокровище на небесах; и следуй за Мной.

Христос указывает на одну из высших градаций совершенной любви. Она заключается в том, что человек раздает все свое имущество, желая облегчить страдания ближних из любви к ним. Это и было предложено юноше, желавшему быть совершенным и говорившему, что "сохранил” "все это”, в том числе и любовь к ближнему, от юности своей. Юноша услышал слово сие, был опечален, потому что имел большие стяжания.

Надо помнить, что не богатство губит человека, а привязанность к нему, или, хуже того, страсть к богатству.

Вспомним Ксению Блаженную, - ведь она имела большие богатства. Какой пример она нам преподала! Когда похоронила своего мужа, сколько боли и слез было в ней! Но ставши вдовой, она порвала с этим миром совершенно: она раздала всё, что имела, она себе развязала руки. Ведь мы понимаем - с одной стороны, нам кажется, как нам необходим дом, необходим уют, необходима работа, зарабатывание денег, чтобы прокормить себя и свою семью, - но как мы себя связываем этим!.. И как сказал Господь, хорошо человеку тому, который может быть один и жить только для Царства Небесного, - но это под силу тому, кто может в себя вместить, - а кому это просто не дано, то пусть спасается в мире.

Хорошо, когда человек принял монашеский постриг, в монастыре он денно и нощно молится Богу. У него спасение через послушание - молиться за близких и дальних, за тех, кого знает, за ненавидящих и любящих нас, за наш народ. Исполнять неустанно монастырское правило в течение всей своей монашеской жизни. Но сможет ли каждый в себя вместить монашеский подвиг или подвиг юродства, чтобы жить именно истинно для Бога?.. Конечно же, не все могут. Трудясь в этом бренном мире, мы на себя налагаем, или связываем себя поручениями и обязанностями - перед детьми, женой. Перед соседями, и обществом. Потому что, если есть дети, их нужно кормить, обучать, им нужно дать не только образование, но и материальное положение. И это всё больше обязывает и связывает по рукам и ногам. И только благодаря Господу Богу мы выполняем это земное послушание. А самое необходимое - то, что мы должны всегда помнить, - чтобы на первом месте в нашей жизни, был Бог, любовь к Нему и исполнение Его заповедей.

Услышав такие слова, юноша опечалился. Потому как тяжело ему было расстаться с тем, что он имеет. Хотя рано или поздно все равно с этим придется расставаться.

Юноша ушел с печалью. Христос говорит ученикам: «тяжело богатому войти в Царство Небесное; легче верблюду пройти сквозь угольное ушко».

«Игольное Ухо». В Иерусалиме есть входные ворота. Иногда их называли главные Ворота или Судные Ворота, через которые вели Христа Спасителя на Распятие. И с двух сторон этих Ворот есть небольшие калитки. Когда в Иерусалиме наступала ночь, то ворота закрывались. Если подходил к городу караван, либо запоздалый путник верхом на верблюде, он не мог войти в город, потому что ворота были заперты. Для странствующих путников или запоздалых городских жителей, существовала калитка. Именно эта калитка и называлась «Игольное Ушко». Верблюд не мог пройти через эту калитку, - хотя, если потрудиться, можно было на коленках и его провести, но это весьма сложно. Об этом и говорит Христос: Легче войти верблюду сквозь угольное ушко, нежели богатому, - со своим широким настроем, с большими планами, - войти в Царство Небесное.

Услышав такие слова, ученики изумились и сказали: Учитель! а кто тогда может спастись, если такова обязанность человека. И Учитель напоминает: «Человекам это невозможно». Смысл ответа Христа: для Бога возможно и это. Богач, преданный служению мамоне, может обратиться и усвоить себе правильный взгляд на свои богатства, усвоить себе евангельский принцип - на него может воздействовать благодать Божия и содействовать его обращению. Здесь очевидно, чтобы спастись, необходимо общение с Богом. Потому-то Бог и говорит Петру: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее до скончания века.

Потому-то нам и необходимо быть здесь в доме Божием, необходимо участвовать в Таинствах - это есть единение с Богом. Поэтому Господь и говорит: Человеку это невозможно, Богу же все возможно.

Многие люди говорят: Я в храм не хожу, но в душе верую. Это самообман!

Человек, который не живет по заповеди Божией «помни день субботний, еже святите его: шесть дней делай, и сотворишь в них вся дела твоя, в день же седьмой суббота, Господу Богу твоему», не участвует в Таинствах и не бывает на Богослужениях, не может справиться!

Церковное православное-общественное богослужение имеет целью назидание верующих и возбуждение в молящихся благодарности к Богу за все полученные благодеяния. А главное, через Богослужение, через совершение таинств при богослужении, а особенно через Святое Причащение, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Человеку это невозможно, но Богу возможно всё! Аминь.