Первое воскресенье Великого поста называется Торжеством Православия. Над чем мы торжествуем?
Мы торжествуем в этот день победу над неверием, ересями, расколами, раздиравшими Церковь, можно сказать в течение, в течение семи веков, до VII Вселенского Собора. Вспомните ересь Ария, учившего, что Господь Иисус Христос был тварью, ересь Нестория, утверждавшего, что Матерь Божию нельзя называть Богородицей, потому что Она родила простого человека, и другие. Всем этим заблуждениям лжеименитого человеческого разума на святых Соборах было противопоставлено истинное учение о Боге, открытое отцам Соборов Святым Духом. Это истинное учение о Боге изложено в Символе Веры, который мы так торжественно поем сегодня за литургией.
Каждый христианин должен ежедневно повторять Символ веры , чтобы укрепить свою веру. В нем изложены самые основные положения христианского вероучения: учение о Боге Отце, о воплощении Сына Божия и другие.
Благодаря воплощению Сына Божия мы получили право изображать на святых иконах лик Спасителя, Матери Божией и поклоняться Им. Против иконопочитания также велась борьба со стороны неверия. Иконы выбрасывались, уничтожались. Иконопочитание было возобновлено на VII Вселенском Соборе.
Сегодня празднуется память одного из исповедников, пострадавших за иконопочитание, - преподобного Феофана Сигрианского. Поэтому сегодня мы соединяем празднование Торжества Православия с почитание святых икон, молимся в этот день перед иконами Спасителя, Матери Божией, святых угодников.
Приступая в этот день к исповеди, мы должны прежде всего проверить свою веру.
Отступление от веры проявляется в нарушении заповедей. Господь еще в Ветхом Завете дал Свою первую и основную заповедь: Аз есмь Господь Бог твой… да не будут тебе бози инии разве Мене. Господь повелевает нам поклоняться только Ему одному, мы же с юных лет решаем, что нам надо поклоняться себе, своему «я», превращаемся в отчаянных эгоистов. Такой человек разрушает свою семью и является негодным, бесполезным членом общества. Мы служим своему тщеславию, хвалимся своими добрыми делами, сравниваем себя с другими людьми, превозносимся перед ними. А хвалиться тут нечем: если мы делаем добрые дела, то делаем только то, что должны, без этого вообще не были бы христианами. Вот если ты делаешь добро врагу, заботишься о нем, как о самом себе, тогда тебе действительно есть чем похвалиться.
Не надо стремиться к людской славе; если эта слава не основана на истинной добродетели, она очень быстро исчезает после смерти человека и о нем больше никто не вспоминает. Тогда все видят, что он не приобрел ничьей любви. Истинную славу подаст тебе Господь в Царстве Небесном. Ищи только этой славы.
Во второй заповеди Господь повелел нам любить своего ближнего, как самого себя. Если к тебе пришел человек, ты должен встретить его с любовью независимо от его национальности или вероисповедания – ты должен почитать в нем образ Божий.
Дети у нас очень редко действительно любят своих родителей; в большинстве случаев они их боятся или, наоборот, крайне избалованны и не почитают их. Мы тратим много времени на обучение детей различным наукам, но очень мало заботимся об их нравственном воспитанием.
Ребенок, который не почитает родителей, не будет почитать и своих наставников, а потом не будет подчиняться и тому общественному строю, в котором он живет. Добродетели послушания, как и всем прочим добродетелям, ребенок учится в семье.
Целомудрие – это целостность души человеческой, с молодых лет всецело посвятившей себя Богу.
Из книги "Протоиерей Николай Голубцов. Беседы перед исповедью"
Имя протоиерея Николая Александровича Голубцова (1900-1963), клирика московского храма Ризоположения, хорошо знакомо и дорого старшему поколению столичных прихожан. Его смело можно поставить в один ряд с именами таких знаменитых московских духовников, как святой праведный протоиерей Алексий Мечев (1859-1923), протоиереи Валентин Амфитеатров (1836-1908), Валентин Свенцицкий (1882-1931), Александр Воскресенский (1875-1950), Тихон Пелих (1895-1983), Василий Серебренников (1907-1996), Александр Толгский (1880-1962), Всеволод Шпиллер (1902-1984), Александр Егоров (1927-2000) и другие. Он был одним из тех пастырей, которые могли понять, утешить, согреть душу, поделившись теплом своей души, духовно воскресить человека, открыть ему путь к Господу и показать радость богообщения. Он хорошо знал все изгибы души современного человека и умел найти к ней подход и духовное врачевание. Самоотречение отдавая всего себя на служение ближним, отец Николай был укрепляем Божией благодатью и щедро делился ею с приходящими к нему.
Монахиня Иулиания (Самсонова)