Протоиерей Константин Островский
О прощении исторических злодеев и личных врагов перед Прощеным воскресеньем рассуждает протоиерей Константин Островский.
Надо разделять несколько вещей: суждение о человеке, личные взаимоотношения с ним и скорбь, которую он мне причиняет.
Что касается личных отношений, то они могут и не восстановиться. У нас нет заповеди о дружбе, есть заповедь возлюбить ближнего, как самого себя. А если друг предал, тот, кого предали, должен его по заповеди Божьей простить и не осуждать, но дружить они, может быть, перестанут, и в этом не будет греха. Или, к сожалению, бывает, муж жене изменил, она его простила, но даже если семья сохранится, в их отношениях, возможно, уже никогда не будет былой искренности, доверительности, простоты. Это душевные вещи.
Всегда ли нужно мириться, если кто-то на меня обижен? Ситуации бывают разные. Но, во всех случаях, прежде чем предлагать мир другому, нужно самому обрести мир, а иначе ссора, скорее всего, только разовьется. Думаю, каждый может вспомнить немало подобных случаев из собственной жизни.
Что касается осуждения обидчиков, то нам дана заповедь: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк., 6, 37). Лично передо мной виноват человек или перед всем миром, как Ленин, Гитлер и другие великие злодеи, суд над ним принадлежит Богу, и мои обиды тут ни при чем.
Но исторических злодеев, давно ушедших в мир иной и лично мне ничем не досадивших, простить легко. Гораздо острее переживается, когда кто-то обижает меня лично. Но причиненную мне скорбь я должен принять из рук Божиих. Неважно, через человека она пришла или как-то по-другому. Нужно принять скорбь с благодарностью или, по крайней мере, без ропота, а в огорчившем меня человеке я должен видеть орудие воли Божией. Сказано в Библии, что «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр., 12, 6).
Умом мы все эту истину принимаем, но принять ее сердцем бывает очень нелегко, душа иногда упорно не хочет смириться. Но нужно с этим бороться: просить Бога о смирении, терпеть, молиться за обидчика. На борьбу со своей злопамятностью и жаждой мести могут уйти годы, может быть, вся жизнь, но эта борьба отнюдь не бесплодна, если не сдаться и не стать на сторону зла.
Кстати, совсем не обязательно желать врагам здоровья и успехов в работе и личной жизни. Желать этого ни для себя, ни для других людей мы не обязаны. Но желать грешнику покаяния, исправления, спасения – это долг каждого христианина. Когда же человек желает другому вечной муки, это бесовское устроение.
Пример такого устроения показан в «Гамлете». Когда дядя Гамлета, убийца его отца, в какую-то минуту раскаялся в своем злодеянии, Гамлет, собиравшийся его в этот момент убить, передумал, потому что решил: если я его сейчас убью, он попадет в Царство Небесное, дождусь, когда будет в другом состоянии, чтобы пошел на вечные муки. И убил потом, и сразу сам погиб. Гамлет – неоднозначная фигура, хотя и считается положительным героем.
А действительно положительный пример приведу не из литературы, а из жизни.
У одного человека дочка лет шести лежала в больнице. Подробностей не помню – много лет прошло с тех пор, но помню, что там лежали другие мальчики и девочки, и они над ней надругались. Естественно, когда отец об этом узнал, то пришел в ярость и жаждал отомстить.
Но он был человек верующий, и после эмоционального всплеска стал молиться, размышлять и осознал, что сатана надругался и над его дочкой, и над теми детьми, которые надругались над ней, и если он сейчас будет предаваться ненависти к тем детям да ещё мстить им, то таким образом сатана надругается и над ним, и это будет его, сатаны, сугубая победа. А если все они покаются, сатана потерпит поражение. Тогда он стал искренне молиться и о своей дочке, и о тех детях, и душа его обрела мир. О судьбе тех плохих мальчиков и девочек я не знаю, но дочка его выросла хорошим верующим человеком.
Такая поучительная история.
Надо разделять несколько вещей: суждение о человеке, личные взаимоотношения с ним и скорбь, которую он мне причиняет.
Что касается личных отношений, то они могут и не восстановиться. У нас нет заповеди о дружбе, есть заповедь возлюбить ближнего, как самого себя. А если друг предал, тот, кого предали, должен его по заповеди Божьей простить и не осуждать, но дружить они, может быть, перестанут, и в этом не будет греха. Или, к сожалению, бывает, муж жене изменил, она его простила, но даже если семья сохранится, в их отношениях, возможно, уже никогда не будет былой искренности, доверительности, простоты. Это душевные вещи.
Всегда ли нужно мириться, если кто-то на меня обижен? Ситуации бывают разные. Но, во всех случаях, прежде чем предлагать мир другому, нужно самому обрести мир, а иначе ссора, скорее всего, только разовьется. Думаю, каждый может вспомнить немало подобных случаев из собственной жизни.
Что касается осуждения обидчиков, то нам дана заповедь: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк., 6, 37). Лично передо мной виноват человек или перед всем миром, как Ленин, Гитлер и другие великие злодеи, суд над ним принадлежит Богу, и мои обиды тут ни при чем.
Но исторических злодеев, давно ушедших в мир иной и лично мне ничем не досадивших, простить легко. Гораздо острее переживается, когда кто-то обижает меня лично. Но причиненную мне скорбь я должен принять из рук Божиих. Неважно, через человека она пришла или как-то по-другому. Нужно принять скорбь с благодарностью или, по крайней мере, без ропота, а в огорчившем меня человеке я должен видеть орудие воли Божией. Сказано в Библии, что «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр., 12, 6).
Умом мы все эту истину принимаем, но принять ее сердцем бывает очень нелегко, душа иногда упорно не хочет смириться. Но нужно с этим бороться: просить Бога о смирении, терпеть, молиться за обидчика. На борьбу со своей злопамятностью и жаждой мести могут уйти годы, может быть, вся жизнь, но эта борьба отнюдь не бесплодна, если не сдаться и не стать на сторону зла.
Кстати, совсем не обязательно желать врагам здоровья и успехов в работе и личной жизни. Желать этого ни для себя, ни для других людей мы не обязаны. Но желать грешнику покаяния, исправления, спасения – это долг каждого христианина. Когда же человек желает другому вечной муки, это бесовское устроение.
Пример такого устроения показан в «Гамлете». Когда дядя Гамлета, убийца его отца, в какую-то минуту раскаялся в своем злодеянии, Гамлет, собиравшийся его в этот момент убить, передумал, потому что решил: если я его сейчас убью, он попадет в Царство Небесное, дождусь, когда будет в другом состоянии, чтобы пошел на вечные муки. И убил потом, и сразу сам погиб. Гамлет – неоднозначная фигура, хотя и считается положительным героем.
А действительно положительный пример приведу не из литературы, а из жизни.
У одного человека дочка лет шести лежала в больнице. Подробностей не помню – много лет прошло с тех пор, но помню, что там лежали другие мальчики и девочки, и они над ней надругались. Естественно, когда отец об этом узнал, то пришел в ярость и жаждал отомстить.
Но он был человек верующий, и после эмоционального всплеска стал молиться, размышлять и осознал, что сатана надругался и над его дочкой, и над теми детьми, которые надругались над ней, и если он сейчас будет предаваться ненависти к тем детям да ещё мстить им, то таким образом сатана надругается и над ним, и это будет его, сатаны, сугубая победа. А если все они покаются, сатана потерпит поражение. Тогда он стал искренне молиться и о своей дочке, и о тех детях, и душа его обрела мир. О судьбе тех плохих мальчиков и девочек я не знаю, но дочка его выросла хорошим верующим человеком.
Такая поучительная история.