Анна Быкова



«Сказать, что новенькая девочка Марина ходила за мной весь день как хвостик, будет не совсем верно. Хвостики – это такие молчаливые детки, которые просто не выпускают из своей руки руку воспитателя. Марина же не выпускала не только мою руку, но и мое внимание. Не хвостик, а пиявочка. Она мешала разговаривать с другими детьми, перебивая и громко спрашивая: «Почему ты разговариваешь с ним? Разговаривай только со мной» «Марина, я здесь не только для тебя, я здесь для всех детей, я разговариваю со всеми». Когда ко мне в группу зашла заведующая детским садом с каким-то вопросом, Марина без тени смущения встала между нами и, обращаясь ко мне, громко сказала: «Не разговаривай с ней, разговаривай со мной!» Я прошу: «Марина, сейчас тебе нужно немножко помолчать, а нам поговорить» «Почему мне помолчать, а вам поговорить?» — Марина и «помолчать» несовместимы.

Делюсь вечером с родителями своими наблюдениями: «Марина требует безраздельного внимания»

Папа эмоционально закивал, в его глазах читалось: «Вы тоже! Вы тоже это заметили!», а вслух он сказал:

- Это реальная проблема! Мы не можем дома поговорить друг с другом, потому что Марина тут же перебивает! Она требует, чтобы слушали только ее, а сама говорит безумолку. Обсудить с женой какие-то вопросы мы можем только после того, как уложим Марину спать.

На следующий день мы делаем с детьми коллективную творческую работу «Цветочный ковер» На большой ватман зеленого цвета наклеиваем цветы, заранее вырезанные мной из цветной бумаги. Их очень много. Они отличаются по цвету и размеру. Дети могут сами выбрать, какой цветочек и куда наклеить. В этой простой арт-терапевтической работе очень диагностично раскрываются характеры детей. Вилена – яркая девочка с лидерскими задатками – выбирает ярко-алый крупный цветок и лепит его в самый центр, потом поворачивается к подружке Олесе и командует: «А ты вот этот желтый рядом приклей» Олеся слушается. Она всегда слушается Вилену. И это меня смущает. Вилена придумывает правила игры и диктует их Олесе. А Олеся не смеет отказать. Я только по глазам Олеси могу догадаться, нравится ли ей предложенная игра. Я спрашиваю: «Олеся, ты хочешь в это играть?» «Нет»- шепотом отвечает Олеся, боясь обидеть Вилену. Вот и сейчас я останавливаю лидерский порыв Вилены: «Не командуй. Пусть Олеся сама выберет цветочек.» Олеся в нерешительности замирает. Ее рука уже тянулась за желтым цветком и зависла после моих слов. Олеся выбирает небольшой нежно-розовый цветок и клеит его в уголочек листа. Чем меньше у ребенка лидеских задатков и желания быть в центре внимания, тем меньше цветочек и дальше от центра.

- Почему ты не клеишь цветок? – спрашивает меня Марина.

Она уже выбрала себе маленький ярко-малиновый цветок, но почему-то не спешит наклеивать.

Действительно, на этой поляне цветов мне тоже нужно найти место. (Однако, отмечаю я, в творчестве, как и в реальной жизни, Марина манипулирует взрослыми) Я выбираю самый большой цветок. Больше, чем у Вилены. Странно, что она его не взяла. Или не странно, а наоборот нормально, Вилена оставила его для меня, признавая за мной авторитет воспитателя. Как только я размещаю свой большой цветок на поляне, Марина клеит на него сверху свой ярко-малиновый. Я помню из школьного курса биологии, что есть такие растения-паразиты, которые поселяются на других растениях и питаются за их счет. Да, есть ощущение, что за вчерашний день эта крошка выпила всю мою энергию. Что-то надо с этим делать… Цветов осталось много, и я предлагаю Марине наклеить еще цветочек. Марина выбирает очередной маленький цветочек, на несколько секунд задумывается, и приземляет свой цветок поверх большого цветка Вилены.

Почему же эта девочка не клеит цветок на свободное пространство, а только на чей-то цветок? Постоянная потребность в чьем-то внимании? Похоже на установку: «Я не могу быть отдельно от кого-либо» Однако это идея: поручить Вилене шефство над Мариной. Немного освободятся мои уши от Марины и Олеся от лидерского натиска Вилены. Арт-терапевтические упражнения не только позволяют провести диагностику, но и подсказывают выход из сложной ситуации»

Это отрывок из моей книги «Детки в садике. Детский сад глазами педагога и психолога»

* * *

Я работала воспитателем в детском саду как раз в то время, когда училась на курсах по арт-терапии. В эффективности методов арт-терапии я убедилась на практике, применяя их для облегчения адаптации, сплочения детского коллектива, для работы с негативными детскими эмоциями и детскими конфликтами.

Дома родители тоже могут провести диагностику и понять, хорошо ли чувствует себя ребенок в детском коллективе. Можно сделать аналогичную аппликацию, только дома ваш ребенок будет сам выбирать и располагать цветочки для каждого ребенка из группы. Тревожный сигнал, если цветочек вашего ребенка будет расположен далеко-далеко от всех, в некой изоляции (друзей нет, никто со мной не играет, я хочу быть подальше от всех). Или он, разместив всех на листе, вообще не захочет приклеивать свой цветочек (я совсем не хочу туда). Или для остальных цветов-детей он будет выбирать темные мрачные цвета (мне все неприятны). Или он сначала приклеит свой, но потом остальные цветы его закроют (меня никто не замечает).

Это упражнение хорошо тем, что подходит даже для малышей, которые еще плохо держат карандаш в руке и не смогут нарисовать, не смогут словами объяснить, что чувствуют. Детей постарше можно просто попросить нарисовать детский сад или школу. Этой инструкции достаточно. Дальнейшие разъяснения, что и как рисовать, будут мешать диагностике. Хорошо, если ребенок нарисует себя, держащимся за руки с другими ребятами. Нарисует рядом педагога. И все улыбаются. Даже если это момент урока, и дети нарисованы за партами — все равно улыбаются.

Тревожно в следующих случаях:

Если ребенка не окажется на рисунке. Есть учитель, есть другие дети, а его нет
Если ребенок на рисунке вообще один, больше никого не нарисовал
Если ребенок в стороне от всех, или даже против всех
Если педагог нарисован с большим круглым ртом (орёт, однако…) (Исключение: урок музыки и все поют)
Если у детей огромные руки и прорисованы зубы – агрессия
Если вообще не будет никого на рисунке, а только здание или стены и мебель. Это формальный подход к выполнению задания, отстраненность, возможно потому, что с коллективом связаны болезненные переживания, которые вытесняются.


Это лишь два варианта диагностики. Их можно придумать множество, если знать общие принципы арт-терапии и базовые техники.