Ситуацию комментирует психолог Евгения Андреева, старший научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства.



В такой ситуации проблемы у ребенка могут корениться в отношениях со сверстниками или с педагогами. С педагогами сложности могут возникнуть в начальной школе, например, если ребенок не ходил в детский сад. Хотя даже если опыт посещения детского сада был, это не гарантия, что у ребенка не появятся проблемы в отношениях с учителем.

Некоторые учителя не способны одинаково относиться ко всем ученикам и могут транслировать свое отношение. А для младшего школьника очень важен взрослый человек, который был бы для всех авторитетом, и если этот педагог его не замечает, ребенка это может очень расстраивать. Ему может и просто казаться, что учитель к нему недостаточно внимателен.

хорошо было бы обязательно объяснять ребенку, что задача учителя — учить. Любить — дело родителей, близких. Не следует ждать от учителя тех же чувств, которые проявляют папа и мама.

Нужно выяснить, почему ребенок решил, что педагог к нему не очень хорошо относится. Если эта «нелюбовь» выражается в конкретных поступках, например, учитель обращается к ребенку неуважительно, то родителям нужно попытаться исправить ситуацию. Например, пойти и поговорить с учителем, попытаться аккуратно наладить контакт между ребенком и педагогом. Не стоит «утешать» ребенка: «Ничего, ничего, не переживай».

Если есть проблемы в отношениях со сверстниками, то здесь тоже нужно разбираться. Кое-что может напрямую зависеть от самого ребенка. Например, другие дети не хотят с ним играть, а он навязывается, поскольку у него еще нет опыта оценки отношений, он не может замечать тонкостей, в итоге — получает негативное отношение.

Родители уже могут знать про какую-то черту поведения своего ребенка, которая не нравится другим детям, он может проявлять ее дома, в гостях. Обязательно нужно объяснять ребенку, почему те или иные черты могут быть неприятны другим детям и вызывать негативную реакцию. Только говорить нужно не в назидательной манере «сам виноват», а попробовать предложить способы взаимодействия. «Когда ты хочешь поиграть с другими, что делать?» «А если с тобой хотят играть, что ты делаешь?» То есть разобрать конкретные ситуации, порой — разыграть их. И в ходе игры подсказать какие-то способы взаимодействия с другими детьми.

Бывают и более серьезные случаи, когда дети, не вписываясь ни в какие «группы по интересам» в классе, оказываются в оппозиции ко всем. Здесь можно заручиться поддержкой педагога, возможно, обратиться к школьному психологу и совместными усилиями пытаться урегулировать взаимоотношения детей в классе. С такой ситуацией, когда против него — какая-то группа детей, в одиночку справиться, особенно в младшей школе, ребенку просто не по силам.

Эти рекомендации подходят и к детям среднего школьного возраста. Но здесь нужно больше разговаривать с ребенком, проговаривать ситуации. Если ребенок приходит из школы и говорит, что его там никто не любит, нужно расспросить, почему он так решил. Попытаться вместе понять, почему другие дети повели себя именно таким образом, как он сам среагировал. То есть если это единичный случай, важно просто тщательно, детально вместе с ребенком разобраться в случившемся, может быть, достаточно его просто эмоционально поддержать. Ведь дети могут и преувеличивать серьезность проблемы, внутренне «раздувать» ее. Произошло на самом деле что-то незначительное, а ему кажется, что все плохо. И здесь ему важно почувствовать поддержку взрослого. Не пренебрежительное «ничего страшного», а «я понимаю, что тебя расстроило». Иначе у ребенка может сложиться впечатление, что и его самого, и его проблемы всерьез не принимают.

Если ребенок утверждает, что его никто в школе не любит, порой это значит, что отношения с учителем или со сверстниками не складываются уже какое-то время. Например, ребенок уже учится в средней школе, а у него до сих пор в классе нет друзей. Если одиночество ребенка ярко выражено, он все время один в классе, может быть, стоит сходить с ним на консультацию к психологу.