Максим Сажнов
Незлобие – это доброта. Одна из заповедей Господних гласит: « Возлюби ближнего своего, как самого себя.» Пожалуй, данная заповедь может быть определена как самая важная. Здесь слово ближнего означает каждого человека, которого мы встречаем на жизненном пути. Если каждый будет жить для себя, мы будем вечно мешать друг другу, а значит воевать, ненавидеть, проклинать и безумствовать. Логика исказила смысл добра до неузнаваемости. Она сделала добро злом. Мы должны понять, что незлобие ни в коем случае нельзя ни ставить под сомнение, ни искоренять из своего характера. Вся история человечества полита кровью, и нам уже практически невозможно представить, чтобы человек не убивал или не совершал зло. Нам кажутся естественными чувства гнева, зависти и злобы,
И наоборот доброта и любовь вызывает стыд не только у мужчин, но и у женщин. Мы создали условия, в которых человек не может существовать достойно, поэтому он решает умерщвлять других и логически может обосновать свои действия.
Целые государства совершали и совершают подавление людей методом убийства и считают это благом для себя и своих граждан. Мы породили мир жестокости и насилия, агрессии и ненависти.
Уничтожение всего не угодного и ярость закладываются с раннего детства. Человечество готовит сознание людей к войне буквально с пеленок.
Незлобие уподобляет человека Богу. Незлобие является и свойством, и средством. Свойством - потому, что Бог незлобив, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102:8), и таким качеством необходимо обладать всякому, кто хочет быть подобен Богу. Средством - потому, что нравственное уподобление человека Богу привлекает Божию благодать к человеку, а значит - и все её благотворные действия, будь то прощение грехов, просвещение ума или укрепление нравственной силы для более совершенного исполнения заповедей Божиих.
Например, когда ребенок впервые оказывается в классе, он сомневается и боится. Он боится, потому, что мозг видит непривычную обстановку и ищет способ к нему приспособиться. Если в классе учатся хулиганы, то дети должны будут готовиться к подавлению с их стороны. Если хулиганов и агрессивных ребят нет, то ребенок, адаптируясь, будет пытаться подавлять сам, чтобы занять выгодное положение в коллективе. Возможно, все найдут компромисс, но он будет временным и условным. В обществе принято считать. если ребенок не реагирует агрессией на агрессию, значит, он боится, он трус, и такого человека уважать нельзя.
Поэтому, чтобы действовать разумно, необходимо полностью сделать сознание независимым от условий и проявить незлобие по отношению к окружающим.
Незлобие - залог спасения, основываясь на словах Господа: Прощайте, и прощены будете (Лк. 6:37). Чтобы Бог нас простил, нам нужно от сердца простить всех обидчиков; но имеющему незлобие некого прощать, ибо обида не задерживается в его сердце надолго. Обретём незлобие - наследуем жизнь вечную.
* * *
Очень показательна в этом плане повесть о иноке, рассказанная преподобным Анастасием Синаитом :
«Некоторый инок, живя в монастыре, проводил беспечно дни свои, не заботясь о спасении своем, но предаваясь всю жизнь праздности. Дожив до преклонных лет, он приближался уже к смерти.
Когда же он заболел тяжким недугом и был уже при последнем издыхании, то нисколько не боялся смерти, но приготовлялся разлучиться от тела с веселием, хваля и прославляя Бога.
Окружавшие его братия и игумен того монастыря сказали ему:
- Мы видели, что ты, брат, в праздности проводил жизнь свою. Почему же в этот страшный час смерти ты так беспечален и радостен? Укрепляемый силою Божиею, встань и объясни нам это, чтобы и мы прославили Бога.
Брат, приподнявшись немного с постели, сказал им:
- Это правда, честные отцы, что я беспечно проводил жизнь свою. Вот, сейчас Ангелы Божии принесли ко мне и прочитали предо мною рукописание, на котором были отмечены все дурные дела мои. Прочитавши рукописание, Ангелы спросили меня: Знаешь ли ты это? Я отвечал: Да, знаю. Но так как я отрекся от мира, принял пострижение в иноческий чин, никогда никого не осуждал и ни на кого никогда не гневался, то я молю Бога, чтобы на мне исполнились слова Христа, Который сказал: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1); аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6:14). И как только я сказал это, тотчас святые Ангелы разорвали рукописание грехов моих. Поэтому-то я с радостию и веселием отхожу к Богу.
Сказав это, брат тот с миром предал душу свою Господу.»
* * *
У незлобливых нет врагов, ибо они никого не воспринимают как врага, вне зависимости от того, как окружающие действуют по отношению к ним.
Приведем другую ситуацию. Мужчина и женщина встречают на своем пути агрессивного человека, который пытается словами задеть честь и достоинство данной женщины. Он в непристойной форме подчеркнул ее какой-либо недостаток. Здесь сразу проснется эгоизм оскорбленной женщины, ее мужчины, который вдруг захочет отмстить обидчику и эгоизм виновника инцидента, который проявляет наглость и самодовольство своим поступком. Если мужчина сразу полезет в драку, чтобы доказать, что он настоящий мужчина, то мы будем считать его поступок выбором логичного, ведь у этого поступка есть причина.. В итоге, если противник окажется сильнее, то наш мужчина может погибнуть и обречет на гибель свою женщину. В таких условиях мужчина подумает, что его будут считать безвольным трусом, если он проявит незлобие и пройдет мимо или попытается выйти из ситуации мирным путем, избавив всех участников конфликта от страданий.
Мы, будучи уверенными в своей правоте, силе и победе, должны проявить незлобие и не стать участниками конфликта.
Стремящийся к незлобию, легко прощает обидчиков и изгоняет вражду из своего сердца, когда помнит о милосердии и долготерпении Божием, и о том, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. (Рим. 8:18)
Можно отдать суд Богу, представить, что Бог может сделать их обидчику, на основании слов Апостола: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12:19). Но не лучше ли попросить Бога простить обидчика, а не карать его? Ибо и мы сами живы до сих пор одним только долготерпением Божиим.
Почему бы и нам не использовать возможность уподобиться Господу в долготерпении? Таким образом, регулярная практика переходит в навык, а навык ведёт к обновлению естества. И чем более он укрепляется, тем легче нам становится переносить искушения, представлявшиеся неподъёмными в начале нашего пути к жизни вечной.
Незлобие - это дар Божий, это плод духа (см. Гал. 5:22). Но подаётся этот дар всякому, кто искренне желает его получить. Мы называем этот дар легкодоступным, потому что от нас требуется только личное произволение. Прочие добродетели могут не реализоваться, когда у них нет на то необходимых ресурсов. Нищий не может подать милостыню, ибо у него нет собственного имущества. Для проповеди Слова Божия необходимы и дар слова, и глубокое разумение Священного Писания. Незлобие - доступно каждому живому человеку, вне зависимости от его физического здоровья, социального положения, гражданства или национальности. Чтобы стать незлобивым, необходимо, прежде всего, захотеть.
Один брат, обиженный другим, пришел к авве Сисою и говорит ему: "Такой-то брат обидел меня! Хочу отмстить за себя". Старец увещевал его и говорил: "Не мсти ему, сын мой, а лучше предоставь Богу дело отмщения". Брат сказал: "Не успокоюсь, пока не отомщу за себя". Тогда старец сказал: "Помолимся, брат!". Вставши, он так молился: "Боже! Мы не имеем более нужды в Твоем попечении о нас: мы сами хотим мстить за себя". Брат, услышав сие, пал к ногам старца и сказал: "Не хочу более судиться с братом; прости меня, авва!".(Скитский патерик)
Господь , по незлобию Своему, не стал подвергать нас, несомненно достойных казни, вечным мукам, но принял наше покаяние и готов даровать нам Царство Небесное, если мы пребудем в верности Ему до конца. Он ждёт от нас нравственного уподобления Себе, в посильной для нас мере. Вспомним пример немилосердного заимодавца, в котором Господь не нашёл ни малейшего подобия Себе в милости! Такая же участь ждёт каждого, кто, злоупотребляя долготерпением Божиим, оказывается немилостивым к собственным должникам, к числу которых, относятся и обидчики.
Чтобы стяжать незлобие, полезно оглядываться на пройденный путь, полезно вспоминать все грехи, которые Господь сначала потерпел, а потом простил. Полезно также вспоминать, сколько раз нам случалось падать, когда представлялось, что благодать безвозвратно утеряна. И что же? Господь не покарал, не подверг вечным мукам, а потерпел и простил, и со временем не только восстановил всё, чего мы в падении лишились, но даровал даже с преизбытком. Памятуя о незлобии Божием, сможем ли мы, уподобляться Богу или предаваться гневу, раздражению и памятозлобию ?
Легко заметить тесную взаимосвязь между незлобием и неосуждением. Добродетели эти оказываются очень близкими, если не сказать - тождественными. Понятно, что имеющий незлобие никого не осуждает; однако и само стремление никого не осуждать приводит душу подвижника в состояние незлобия. Поэтому все приёмы против греха осуждения будут полезными каждому, кто хочет обрести незлобие.
Незлобие, при всей его ценности, не отменяет прочих христианских добродетелей, но делает их приобретение более лёгким. Незлобие помогает терпеливо, безропотно переносить Божие наказание в случаях, когда оно постигает нас за случающиеся грехи, и благодарить за него Господа.
Без всепрощения, без искоренения злопамятства невозможен душевный покой! Злоба производит в уме бурю помыслов против ближнего – бурю страстей, которая вырывает с корнем все доброе, разрушает почти до основания все ростки добродетелей. Мы и сами бываем не рады этой злосчастной буре, происходящей из обиды на ближнего.
А если возникает эта буря – можем ли мы тогда совершать какие-либо благочестивые подвиги? Буря злобы в нашем сердце будет отметать все наши благие намерения, и никакое добро не будет нам подвластно.
Таков закон греха, и особенно греха злопамятства, раздражения.
Вот почему великие подвижники Христовой Церкви старались уничтожать даже малейшее проявление греха злобы. Потому что если дать простор его движению, то он, разрушит до основания все наше доброе устроение.
И если кто-либо из ближних причинит нам обиду – не допустим мы в своем сердце господствовать злобе!
Помните, что в ином случае нашими слабостями сразу же воспользуется враг человеческого рода. Он будет, несомненно, внушать нам, что обида слишком велика и непростительна; станет раздувать, малое в большое, представлять из мухи слона.
Злоба же, войдя в сердце, не даст нам покоя ни днем, ни ночью, ни на молитве, ни на работе. Она будет точить наше сердце, да так сильно, что мы, выбьемся совершенно из колеи.