Анна Мячина

Близится Новый Год и каждый человек стремится войти в него «чистым» и духовно обновленным. Каждый хочет оставить в старом году все плохое и ненужное. Мы пытаемся завершить все дела, даже не очень для нас приятные, подвести какие-то личные итоги, выбросить из головы все лишнее, но самое главное в этот период – отпустить все накопленные за год обиды, простить своих неприятелей. Как же это непросто! Нам и себя - то порой сложно простить за какую-то роковую оплошность, а смилостивиться над своим обидчиком – это уж совсем непостижимый нравственный подвиг, особенно если сам обидчик не нуждается в нашем прощении, не ищет его.



Главное в принятии самого факта необходимости прощения – это осознание того, какой груз вместе с обидой на кого-то лежит сейчас на нашей душе и как он мешает нам радоваться жизни, расти нравственно, строить новые отношения. Обида, словно привязанный к ногам камень, не просто удерживает нас на месте, а тянет на дно, отдаляя от божественной благодати.

Часто простить нас останавливает не сама обида на неприятеля, его неправота, а наша собственная гордыня. И превозмочь ее настолько сложно, что мы готовы годами взращивать в себе это ненужное чувство, заниматься самоистязанием, копить эмоциональный груз, разрушая себя изнутри. Мы согласны, что каждый имеет право на ошибку, никто не безгрешен, но быстрее применяем этот тезис к себе, нежели к остальным, поэтому чужой проступок кажется нам всегда более преступным, чем свой собственный, и принять его нам гораздо сложнее.

«Чтоб научиться прощать людей, нужно научиться их любить», - сказал Патриарх Кирилл. Не этому ли учит нас и Святое Писание? «Люби ближнего твоего, как самого себя». (Мф.19:18-20). Это правило всегда возвращает нас к вопросу прощения, ведь легко любить доброго, приятного человека, всегда отзывающегося на просьбы о помощи, искреннего и бескорыстного. А вот любить насолившего нам соседа, грубиянку-продавщицу, вечно недовольную тещу, нечистого на руку начальника – довольно непросто. Наша ошибка в том, что мы, возомнив себя судьей, выносим свой суровый вердикт: «Он (она) не стоит нашего прощения!». Мы забываем, что прощение нужно не ему (ей), а НАМ и никому другому. Мы отпускаем обиды, чтоб очистить СВОЮ совесть, чтоб идти дальше. «Прощайте, если имеете что против кого-либо, чтобы ваш Отец Небесный мог простить вам ваши прегрешения. Но если не будете прощать других, то и Отец ваш Небесный не простит вам грехов ваших». (Марка 11:24-26)

Многие говорят себе: «умение прощать – это врожденный талант. Не каждому дано». Такое суждение изначально настраивает на невозможность отпустить свои обиды. Но этому можно и нужно учиться. Ведь и с верою в Бога человек не рождается, к ней могут привести родители, а часто люди приходят к вере в уже сознательном возрасте. Именно вера должна стать если не причиной, то инструментом прощения. Чего мы просим чаще всего в молитвах своих к Господу? Здоровья себе и близким, счастливого разрешения дел, вразумления для кого-то, нам небезразличного. А часто ли мы просим сил и вразумления для себя, чтоб суметь простить того, кто ранил наше сердце, оскорбил нас словом или деянием, обидел, предал? А ведь именно в молитве легче всего найти путь к прощению. Искренне пожелав и открыв свое сердце Богу, мы всегда получаем то, о чем просим. Только видя наше стремление простить, Господь даст нам для этого сил и умения.

Начать прощать нужно с близких, членов семьи, ведь любить их – природное для нас чувство. Мы не выбираем родственников и с детства привыкаем мириться с их недостатками. К тому же, они самые важные для нас люди. Сложно построить крепкие семейные отношения без компромиссов, доверия и уступок.

Известный богослов и проповедник Игнатий Брянчанинов в своей книге «Отечник» повествует о двух братьях, один из которых не отпер второму дверь, когда тот к нему пришел. Второй обратился за советом к старцу и получил ответ: «хотя бы он был виноват перед тобой, положи в своем сердце, что ты виноват перед ним, и оправдай брата. Тогда Бог вложит в его сердце желание примириться с тобой».

Однако не стоит надеяться на то, что однажды исчерпанный конфликт не повторится снова. Человек всю жизнь наступает на одни и те же грабли, совершает одинаковые ошибки, но это не повод разувериться в себе и других. Прощение – ежечасный молитвенный и покаянный труд, в нем нет передышек и выходных, как нет и не может быть всеобщей благодетельности, смирения, доброты.

В Евангелии от Матфея сказано: «Петр пришёл к Иисусу и спросил: "Господи, если брат мой грешит против меня, то сколько раз я должен прощать ему? До семи раз?" И сказал ему Иисус: "Говорю тебе, что это будет не до семи, а до семижды семидесяти раз». (Матфея 18:21-22)

Мы всегда ждем от Бога прощения всех наших грехов и верим, что Он по великой милости своей через молитвы и покаяние очищает нас от них. Как же можем мы, вымаливая прощение для себя, таить в это же время обиду на окружающих? «Любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв». (Мк.12:32-34) Не возлюбив ближнего, разве можно в полной мере возлюбить Бога? Еще одна непреложная истина говорит в пользу прощения и любви: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». (Лук.6:31)

«Благословлять проклинающих и молиться за обижающих нас» – это, несомненно, духовный подвиг. Но совершить его – дело чести каждого православного христианина. Пусть это займет время, и не все будет выходить так гладко, как хочется, но наши старания не останутся без внимания и, наступит час, – будут увенчаны долгожданным результатом. Главное всегда помнить о том, что копить обиды – значит осквернять свою душу, лишать себя гармонии, препятствовать своему духовному развитию. Сердце, исполненное злобы на кого-то, не способно полностью отдаться любви, испытывать счастье. Наконец, обида ожесточает нас, а жестокость – признак слабости.