Иеромонах Макарий (Маркиш)


Статуя примирения в городе Дерри

«И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак.3:6). «А язык украсить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3:8)

Прочитав эти слова апостола Иакова, можно было бы подумать, что безнадежное дело, если уж даже сам апостол пишет, – удержать язык от зла. Но, согласно словам Евангелия, что «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.19:26)

И здесь для человека – совершенно прямой ход: я делаю не то, что я хочу, а то, что Бог хочет. Отдаю свой язык в управление Спасителю. И делаю Его управителем моего языка. Вообще-то я должен сделать Его хозяином всей жизни. Но если начну с языка – это наиболее просто, ведь что я говорю, что произношу – может влиять и на то, что я делаю. Как говорится, «слово – не воробей»…

Психологи советуют: «Ты разозлился на мужа, жену, родителей, детей, начальника, подчиненного, соседа? Почему ты должен удерживать это в себе? Ты должен дать выход своим эмоциям!» Это опаснейший антихристианский вздор.

Наоборот, я ставлю заслон этому злу, которое могло бы выплеснуться через мой язык. Ставлю для начала замок. Отключаю свою волю и действую, как велит Господь.

А дальше происходят интересные вещи: после того, как я смолчал, в моем сознании, в моей душе начинают происходить некоторые перемены. Когда я молчу, в это время я могу обратиться с молитвой к Господу.

Моя просьба контролировать мой язык – это и есть моя молитва. Она может продолжаться. И вот эта пустота, которая у меня образуется в результате злословия, заменяется чем-то позитивным. Происходят внутренние перемены.

Если я не молчу, если выплеснул эту злобу, она все катится, распаляется огнем. А так – начинается процесс перерождения. И пусть первые недели, даже месяцы я буду, сжавши губы, терпеть, и мне будет казаться, что зло во мне кипит, оно будет кипеть все меньше, а потом я буду нейтрально смотреть на происходящее, а потом внутреннее содержимое будет наполняться позитивом.

Я буду думать, глядя на людей, о том, как помочь им, как сделать их жизнь лучше. И в этот момент Господь мне дает разрешение на открытие рта.

А потом нередко происходит осознание, что у нас и повода-то не было сердиться: гроша ломанного не стоит все происшедшее.

Ситуаций много, но в итоге они касаются того, о чем я сказал.

Даже если у нас есть реальный повод осудить, «не будь побежден злом, но побеждай зло добром». (Рим.12:21), говорит апостол Павел. Поражение от зла – и есть моя злобная реакция на происходящее зло.

Как победить зло добром, хотя зло могло быть реально, может быть, меня действительно сильно обидели? Я просто смотрю на это, смотрю, и вместо того, чтобы вполне справедливый гнев свой излить, а также поведать миру о произошедшем, молчу, реагирую по-другому.

В нашей жизни есть люди, ситуации, которые, прямо скажем, заслуживают соответствующей негативной оценки. И опять-таки надо спросить себя: если я выношу оценку, это приносит зло или добро? Например, произошло правонарушение, и я рассказываю детали милиционеру. Это добро. А если соседка спрашивает меня о каких-то фактах жизни другой соседки, очевидно, что если я начну рассказывать, кроме зла здесь ничего не будет.

Возьмем пример критики в отношении священноначалия, духовенства. Проблем существует много. Но как легко здесь перейти грань и наступить на грабли, которые дадут тебе же по лбу. Какие-то факты, даже имевшие место, ставшие пищей злословия, причиняют вред и самому говорящему,

Как-то раз ведущему передачи «Слово пастыря» Святейшему Патриарху Кириллу, тогда еще митрополиту, задали вопрос: «Как вы отвечаете на клевету, которая идет в ваш адрес?» Спокойный ответ был таков, что зачем нужно отвечать, увеличивать зло? Кто сеет клевету, все равно не услышит истины.