Успение Божией Матери — едва ли не самый любимый церковным народом праздник Церкви. Наверно, ни один из других праздников не имеет такого количества посвященных ему храмов, как праздник Успения. Великая любовь людей Церкви к Той, которая "родилась в грешном человеческом роде, а стала Честнейшей Херувимов и Славнейшей без сравнения Серафимов" (Свт. Иоанн Максимович) воздвигала все новые и новые храмы Пречистой, изобретало новые формы Ее благочестивого почитания. И, конечно, если самым важным днем для каждого христианина есть день его земной кончины и перехода в будущую жизнь, если дни памяти святых — это по большей части дни их кончины, то, конечно, важнейшим днем и для Преблагословенной должен быть день Ее Преставления к Сыну и Богу.
Хотя все-таки не совсем так. Главными событиями в жизни Божией Матери был день Бессменного зачатия от Духа Святого Сына Божия, ставшего в Ее чреве Сыном Человеческим, что мы называем Благовещением, и день девственного Рождества по плоти Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Эти события нашли свое важнейшее место в Евангелии, как имеющие первостепенное значение для нашего спасения.
Христианам первых поколений казалось, что с Вознесением Христа и Сошествием Св. Духа на Церковь все сущностно значимые для нашего спасения события закончились. Остается только ожидать второго пришествия Господа и Откровения Его грядущего Царства. Очевидно, что Его пришествие должно было наступить до земной кончины Божией Матери. И, тем не менее, Она скончалась, хотя Пришествие Господа еще не наступило.
И вот Успение Божией Матери стало Пришествием Господа, еще не наступившем для мира, Пришествием лично к Ней. Ведь было бы странным, чтобы Господь позволил умереть Бессменно зачавшую и в Рождестве девство Сохранившую, подобно всем грешным людям, и попустить Освященной Им увидеть тление. Как не быть почтенной в Успении Той, Которая так была безмерно почтена в Зачатии и Рождестве.
Какой потрясающий контраст! Девство, способное родить даже самого Нетленного и Бессмертного Бога, и похоть, нерождающая и не желающая рождать, которая так любезна современному миру, и в конце концов, становящаяся неспособной родить даже тленного человека.
Ведь и каждый человек, хотя и тленный, но, тем не менее, носитель Образа Божия, рождается тоже не столько от похоти плоти и похоти мужа, сколько тоже от Бога. Тоже по-своему чудесно, как утверждал Свт. Николай Сербский, вразумляя тех, кто не хотел верить в Бессеменное зачатие Христа от Девы. Доказательство тому — множество супружеских пар во все времена, которые не могут иметь детей, несмотря на самое горячее желание их иметь.
И, конечно, Пречистая Дева Богородица не могла не быть особым образом почтена в кончине Своей. Мы называем день кончины Ее скромно Успением, этим подчеркивая общность Ее кончины с нашей. Однако в празднике Успения, подчеркнута, в противоположность католикам, и общность Ее рождения с нашим. В нашем празднике Успения содержится и Вознесение Божией Матери с телом на Небо, и Ее вечное прославление в Небесном Царствии, и Ее неусыпающее ходатайставо о нас, составляющие у католиков предмет разных праздников и даже особых догматов, что мы считаем заблуждением.
Католическое изображение Успения Девы Марии
Католическое изображение Вознесения Девы Марии
Кстати, о ходатайстве Божией Матери, кажущемся нам таким естественным, к которому мы так часто прибегаем и благодатное действие которого мы так часто ощущаем. А между тем дело обстоит не так просто. В самом деле, зачем нужен ходатай к Тому, Кто воплотился, чтобы ходатайствовать за всех нас, Кто умер ради прощения наших грехов, к Тому, Кто несравненно милосерднее всех человеков и ангелов, вместе взятых, Кто не только безмерно любит нас, но Кто Есть сама Любовь?
Но возлюбленный ученик Господа, которого мы называем Апостолом Любви, говорит страшные слова, пронзительность которых не всегда доходит до нас. "Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает: всякий согрешающий не видел Его и не познал Его<...> Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил<...> Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому, что семя Его пребывает в нем, и он не может грешить, потому что рожден от Бога" (1Ин. 3: 8-10).
Не менее страшные слова говорит апостол Павел: "Невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниксми Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в Себе Сына Божия и ругаются Ему" (Евр. 6: 4-6).
Итак, вот что делают грешащие после крещения: снова распинают Сына Божия и ругаются Ему. Для нас, для которых грех снова стал чем-то как бы почти естественным, когда мы имеем таинство покаяния, бесчисленное число раз совершающееся над нами, когда мы верим в сонм бесчисленных ходатаев во главе с Божией Матерью, непрестанно ходататайствующих за нас, пронзительность вышеприведенных слов слабо ощущается. Но христиане первых веков твердо верили, что грех после Крещения невозможен, и если они грешат, то перестают быть христианами.
Выше указанные слова апостола Павла породили учения и секты, отрицающие покаяние после Крещения, которые признаны Церковью еретическими, грешащими против любви. Грешащими потому, что грех все-таки продолжался даже в первых христианских общинах, как мы видим из Посланий апостола Павла. С этим надо было что-то делать. Конечно, снова распинающие Сына Божия и ругающиеся Ему, но понимающие, что так быть ни в коем случае не должно, стали стыдиться Своего Спасителя, совершая перед Его Лицом то, что совершать ни в коем случае не должно. От этого стыда, от чувства постоянной вины они все меньше видели во Христе любвеобильного Спасителя, брата и друга, а все более стали воспринимать Его, как Неумытного Судию, посылающего грешников в муку вечную.
Но куда было идти, превратив Спасителя в Судию? Только к Той, Которая была Ему ближе всего в этом мире, Которая носила Его под сердцем, Которая питала Его своими сосцами, Которая ласкала, баюкала Его в детстве, Которая незримо следовала за Ним и сострадала Ему на всех путях Его, даже до Креста, Смерти и Погребения, Которой Первой явился Он Воскресшим. Она поможет, Она умолит о всех грехах, сколько они ни были тяжки. Хоть Он и Судия, но не сможет же отказать Своей Матери, Которой Он так много в этом мире обязан.
Так центр почитания все больше смещается в сторону Божией Матери. Христос становился все более далеким, а Божия Матерь все ближе: ведь она человек, во всем подобный нам, только несравненно более чистый, несравненно более милосердный и любвеобильный, чем любой из нас. Мы считаем Ее не только Матерью Христа, но и Матерью каждого из нас, ибо Христос в лице апостола Иоанна всех нас усыновил Ей. Хоть мы и распинаем грехами Ее Сына, но ведь мы тоже Ее дети, хотя и дети грешные, распутные, блудные. И она болеет за всех нас, как болела за Божественного Сына Своего во дни Его земной Жизни.
Некоторые святые отцы говорят, что в ходатайстве Божией Матери и Святых перед Сыном Божиим нет никакого противоречия Его милосердию. Это Он, Сам, Всемилосердый, по Своей особенно Великой Любви к тем, кто возлюбил Его и угодил Ему во время Своей земной жизни, дал власть ходатайствовать перед Ним о грешниках, как бы соучаствовать с Ним в их спасении. И, конечно, Первая из тех, кому Он дал эту власть, есть Матерь Божия, Которая по воле Сына Своего ходатайствует о нас, Которая не оставила мира по Успении, Которую не удержали гроб и смерть, Которая по смерти столь же жива, как была при жизни, чтобы Ее спасительное ходатайство могло распространяться на все поколения людские.
Церковь установила для размышления над тайной Успения особый строгий пост. Хотя он как бы перебивается размышлением над другой Великой тайной — тайной Преображения, на первый взгляд не имеющей никакой связи с Успением. И все-таки связь тут есть. Божия Матерь с момента Благовещения была причастна Того Света, Который Христос явил на горе. Она стала Матерью Света, как величием мы Ее. Этот Свет незримо осиявал Ее во время всей Ее земной жизни. И в этот Свет Она отошла, Когда душа Ее разделилась от тела. И этому Свету благодаря, душа Ее вновь смогла соединиться с телом, спустя немногие часы после их разделения. И благодаря этому Свету Она стала Первой воскресшей после Господа для вечной и Нетленной жизни с душой и телом.
Успение Божией Матери дает великую надежду для всех нас, потому что Она — человек, во всем подобный нам, но Воскресшая, подобно Богочеловеку. Значит, Воскрешение продолжается, значит, и каждый из нас воскреснет в свой черёд. И пусть мы скромно называем этот праздник Успением, т. е. переходом ко сну, но, тем не менее, мы, конечно же, празднуем нечто большее. Поем же мы, что Богородица не уснула, но, напротив, неусыпно молится и предстательствует за всех нас.