"Днесь Всемирной радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения проповедницы, естества нашего разрешается неплодство..." — воспевает Церковь в одной из стихир на Господи, воззвах на вечерне в праздник Рождества Богородицы. Жизнь Богородицы, как бы объемлет всю жизнь всех нас, всю историю нашего спасения, символом которой является церковный год.
С новым годом всегда ассоциируется радость — какой же новый год без радости? Наш праздник нового года потому так бессодержателен, что мы не знаем, какая радость составляет его смысл и содержание. Это результат секуляризации, отделения гражданской истории от истории нашего спасения, по сути дела обессмысливания истории и всей гражданской жизни. Но Церковный новый год, почти забытый нами, исполнен величайшей радости, потому что его содержанием является "Всемирной радости провозвещение, потому что с Церковным новым годом связано "начало нашего спасения", как читаем мы в текстах праздничного богослужения.
Таким провозвещением и началом нашего спасения и стало Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, которое задает смысл церковному году, как периоду, в котором вспоминается и актуализируется история нашего спасения.
Великая, почти неправдоподобная радость настигла пожилых супругов, которые уже почти потеряли надежду иметь потомство, что считалось тогда великим несчастием и не только несчастием, но и чуть ли не преступлением, следствием тайных грехов. Но не было тайных грехов у Иоакима и Анны, полвека, как говорит предание, проживших в благочестивом супружестве, исполнении всех заповедей Божиих и уставов Ветхозаветной церкви. А их столь длительное неплодство было не следствием тайных грехов, но соблюдалось для выявления славы Божией. Великой радости всегда предшествует великая скорбь — таков закон духовной жизни. Но подлинная радость, если она подлинная, всегда много больше той скорби, которая ей предшествовала.
Так и супруги Иоаким и Анна терпели поношения на протяжении многих лет и даже десятилетий, и, конечно, горько им было переносить несправедливое к себе отношение, горько им было переживать свою как бы неполноценность, как бы бессмысленность своего сожительства. Но уже два тысячелетия они вспоминаются и прославляются как Богоотцы, и будут прославляться до скончался века, как сыгравшие несравненную роль в истории нашего спасения.
Их великая радость, разрешение их фатального неплодства, стало не просто их великой личной радостью, но радостью всей вселенной, стало источником подлинной радости для всех нас. В Рождении Богородицы от престарелых, неплодных родителей Церковь провидит Рождество Христа — главное, что составляет великую радость и самого Рождества Богородицы. "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвестило всей вселенной, почему? — ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, уничтожив клятву, Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал вечную жизнь" — читаем мы в главном праздничном песнопения — тропаре.
Итак, радость Рождества Богородицы — это прежде всего радость о грядущем пришествии в мир Спасителя. -"Рождается, и мир с нею обновляется, рождается, и Церковь в свое благолепие украшается," — читаем в стихире на стиховне на славу на вечерне в праздник Рождества Богородицы. И снова спросим почему мир обновляется? — потому, что Богородица "храм святой. Обитель Божества, девственное орудие, царский дворец, в котором совершилось преславное таинство неизреченного единения соединившихся во Христе естеств".
Вся слава Богородицы — в Ее Сыне, ибо от зачатия Она была предназначена быть Матерью Мессии. Эта связь настолько тесная, что во многих богослужебных текстах не всегда легко отличишь, о чем идет речь, о Рождестве ли Богородицы или о Рождении от Нее Господа.
Мы и из Евангелии ничего не знаем о Рождестве Богородицы — все сведения об этом событии мы черпаем из древнего неканонического текста — Протоевангелия Иакова, в котором, при всех его достоинствах, нельзя не ощутить привкуса исторического романа.
И тем не менее — Рождество Богородицы — это событие несравненного значения. Мы не можем, прославляя Господа, не прославляя и Его мать, которая ввела Его во вселенную. Мы не можем не сорадоваться и радости ее родителей, ставшей всемирной радостью, радостью всей вселенной, началом нашего спасения, началом всех благ, уготованных нам в будущем веке.
Поэтому Рождество Богородицы — это своего рода Малая Пасха, не случайно, стихира, трижды повторяющаяся в течение праздничной всенощной, возвещает: "Это — день Господень, радуйтесь, люди...". А что такое день Господень, как не Пасха? Поэтому знаменательно, глубокого смысла исполнено устройство Церковного года, который открывает одна малая Пасха (Рождество Богородицы) а завершает другая малая Пасха (Успение Божьей Матери), ибо смысл Церковного года в том, чтобы сделать действенным наше воспоминание о Воскресении Христове, сделать действенным наше ожидание Общего Воскресения. И первой станцией на нашем пути к Царству будущего века и становится Рождество Богородицы и Приснодевы Марии.