Священник Павел Адельгейм
Сегодня светлый и радостный праздник Poждeствa Пресвятой Богородицы. Это первый праздник наступившего нового церковного года. Рождение ребенка всегда приносит радость. Радуются родители. Радуются родственники и друзья. Начинается новая жизнь. Зажигаются новые нaдежды, как свечи. Рождество Божией Матери принесло радость не одной семье, а всей Вселенной. Так говорит тропарь нынешнего праздника: "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвестило всей Вселенной".
На заре человеческой истории, когда произошла катастрофа грехопадения и человек разлучился с Богом, Бог оставил ему надежду, чтобы человек не впал в уныние и отчаяние. Бог обещал, что некогда "Семя жены сотрет главу змия". Это обещание хранилось из рода в род. Из поколения в поколение ожидал человеческий род рождества Богоматери. О Ней говорили патриархи и пророки. Весть о ней открывалась в многочисленных образах и символах Ветхого Завета. В священных книгах Библии мы находим множество прообразов Богоматери. В богородичные праздники читаются паремии - чтение из ветхозаветных книг.
В книге Бытия читаем о лестнице, которую видел Иаков. Лестница эта достигала неба, и ангелы восходили и нисходили по ней. В этой лестнице, соединившей землю с небом, церковное сознание видит Богоматерь. В другой паремии говорится о затворенных вратах, сквозь которые никто не пройдет, кроме Христа Спасителя. И они останутся затворенными. В образе затворенных врат церковное сознание видит Богоматерь. В третьей паремии говорится о Премудрости, которая создала себе дом.
Премудрость - Сын Божий, а дом Премудрости - Пресвятая Богородица.
Почему же таким долгим было ожидание Богоматери на земле? Проходили века, поколения сменялись поколениями. Великое множество женщин рождалось на земле. Но среди них не было достойной стать Богоматерью. Пресвятая Дева Мария стала той единственной, чистой не только телом, но и духом, Которая оказалась достойной вместить Божественное естество и жизнь. Потому "рождество Твое, Богородице Дево, радость возвестило всей Вселенной".
Какая же черта Девы Марии соделала Ее достойной стать Матерью Бога? Св. Евангелие указывает две таких черты. На благовестие Архангела Дева Мария ответила: "Се раба Господня". Разрыв между Богом и человеком заключался в том, что человек захотел жить сам по себе, творить свою волю. Каждый грешник ищет осуществить свою судьбу по собственной воле. На первом месте у него стоят свои желания. Что разделяет между собой людей? Различие желаний приводит к столкновению интересов. Возникает вражда. Чтобы жить в мире с людьми, нужно ограничивать свои желания нуждами других людей. Это требует аскетизма: в отношениях с Богом человеку приходится обуздывать свою волю и ограничивать ее. Искать воли Божией. Жить по воле Божией означает жить в неразрывном внутреннем единении с Богом. Матерь Божия сумела подчинить Свою волю Божественной воле. Она научилась хотеть того, чего хочет Бог. Поэтому Она могла сказать о Себе: "Се раба Господня". Раб тот, кто отрекся от своей воли, покоряя себя воле другого. Матерь Божия стала истинной рабой Божией: Она знала волю Божию и творила ее.
Вторую черту Богоматери указывает Она Сама в нынешнем Евангельском чтении. В беседе со Своей сестрой Елизаветой Богоматерь так определила причину Своего избранничества: "Бог пpизрел на смирение рабы Своей". Однажды Она читала в священных книгах о Деве, Которая родит Спасителя мира, и захотела в душе быть последней служанкой в доме этой Девы. Две черты отличают Богоматерь: глубокая преданность воле Божией и смирение. Эти две добродетели открывают каждому человеку путь к Царству Божию. И сегодня Церковь призывает нас последовать Богоматери: не думать о себе высоко и предать себя и судьбу свою в руки Промысла Божия.