Газета “Наш храм"
«Я ничтожество. У меня никогда ничего не получится. Неудивительно, что никто меня не любит». Люди, думающие так, встречаются нередко. Психологи называют их людьми с заниженной самооценкой. Но если разобраться, может, именно так мы, христиане, и должны думать о себе? Разве не в этом противоположность самодовольного фарисея и недовольного собой мытаря? Не выражение ли это смирения?
По признанию священников, среди прихожан действительно сплошь ирядом встречаются люди с заниженной самооценкой. Они всегда сомневаются в себе, любят просить благословения на самый незначительный шаг и очень, очень заняты своим несовершенством. Когда от них требуется помощь, первая их реакция - испуг. Священник просит прихожанку, умеющую читать по церковнославянски: «Помоги клиросу, почитай сегодня!» - «Нет, что вы! Я ужасно, ужасно читаю! Я не смогу! Я не дерзаю, батюшка!» И хотя такое поведение и выглядит как смирение, но имеет ли оно в действительности какое-то отношение к духовной жизни?
Такое обесценивание себя часто является не смирением, а болезненным психологическим состоянием. Выражается оно в отказе от волевого действия - из-за страха быть несостоятельным, выглядеть глупо в глазах других, оказаться неуклюжим, неумным, неумелым. И человек делает всё для того, чтобы избежать ситуации возможного неуспеха. Защищаясь от этого страха, он снимает с себя ответственность: "Я слабый, необученный, у меня не получится”. Но это всё - перед людьми. Когда никто не видит - пришел домой, двери позакрывал - всё, никакой заниженной самооценки!
Чем же смирение отличается от заниженной самооценки? Человек с заниженной самооценкой слишком поглощен мыслями о себе, всегда занят собой. А смиренный человек занят просто делом. Смиренный человек принимает своё несовершенство с упованием на Божию помощь, человек с заниженной самооценкой болезненно его переживает, думает о том, как он не соответствует каким-то ожиданиям других, нередко завидует тем, у кого что-то получается лучше. Человек смиренный внутренне стоит перед Богом, человек с заниженной самооценкой - перед людьми.
Переживание своей никчёмности - обратная сторона убеждения: должно быть так, как я хочу. А если так и только так не получается - значит, я ни на что не гожусь. Чаще всего мы сталкиваемся с чем?
"Как бы я хотел быть замечательным ученым, но у меня что-то голова плохо устроена”. "Как я хотел бы выступать на Олимпиаде! Но куда мне!..”. С духовной точки зрения это та же самая гордыня, только вывернутая наизнанку: "Я такой человек, что у меня должно это быть, но у меня этого нет”. И мысль "а вдруг все заметят, что я не очень умный” тоже, безусловно, от гордыни.
У таких людей нередко нездоровое отношение не только к себе, но и к другим. Если человек смиренный склонен прощать другим, он неагрессивен, то для человека с заниженной самооценкой, если он встречает кого-то, кто, по его мнению, ещё хуже, чем он, это оборачивается агрессивным выплеском. И тогда ложное смирение слетает: "Ага, в храм в штанах пришла! Фифа! И свечку не туда поставила!!!”»
Человек, якобы смиренный, и смиренный по-настоящему, совершенно по-разному будут реагировать на столкновение со злом. Если начальник - жулик и негодяй, обманывает и оскорбляет подчинённых, то по- настоящему смиренный человек заступится за других, а человек с заниженной самооценкой никогда не вступит в схватку. Правда, если он ходит в церковь, он свой страх прикроет смиренностью: "Не судите - да не судимы будете”. Но разве это смирение - проходить мимо зла?.
Чаще всего плохое отношение к себе тянется из детства. Так случается с детьми, растущими без родителей или с детьми из неблагополучной семьи, где родителям нет до них дела. По мнению психологов, сильно понижает самооценку уход из семьи отца, потому что ребёнок уверен: если бы он, ребёнок, был достаточно хорош, папа не ушел бы.
Однако такой человек может вырасти и во вполне благополучной семье, рядом с любящими, в общем, родителями, которые, правда, забывали его хвалить, не забывая критиковать. Маленький ребёнок лепит себя и свою самооценку по реакциям родителей. Люди с заниженной самооценкой - это люди, родители которых считали, что хвалить - в принципе неправильно. Или же родители, увлекаясь исправлением детского поведения (которое почти всегда проблемно), ругали не само поведение, а ребёнка: не ты плохо сделал - а ты плохой.
Боясь хвалить ребенка, родители иногда думают, что таким образом препятствуют развитию у него гордости и способствуют воспитанию смирения. Но нередко это приводит к обратным результатам: ребёнок, не видя положительной оценки своих действий, внутренне не может с этим согласиться, и часто это выливается в уродливую, например, демонстративную или наоборот, патологически застенчивую форму поведения, в постоянное сравнивание себя с другими.
Сильно понижает самооценку ребенка и его сравнение с более одарёнными, послушными, трудолюбивыми и т. д. сверстниками. Все люди рождаются с разными способностями. Сравнение с другими всегда порождает ощущение, что ты неправильный. Сравнивать ребенка можно только с ним самим - сегодняшнего со вчерашним. Ребёнок не должен сомневаться в том, что с ним всё в порядке, что он лучший для своих родителей. Потом, когда ребёнок пойдет в школу, где для учительницы он будет не самый лучший, где нужно будет налаживать контакты с одноклассниками, успевать по всем предметам, самооценка скорректируется, ребёнок сам увидит, на что способен. А его изначально завышенная самооценка сыграет роль защитного скафандра, предохраняющего от резкого падения мнения о своих способностях. Такому ребёнку будет легче учиться.
Входя в подростковый возраст, ребёнок с заниженной самооценкой может стать либо забитым, либо агрессивным - «трудным». Именно такие дети попадают в плохие компании. Им подходит любое общество, где они приняты. Они думают, что недостаточно хороши, чтобы выбирать, и если выбрали их - нужно соглашаться. И помочь им уже гораздо труднее, чем малышу-дошкольнику.
Что же делать взрослым, поглощённым мыслями о своей ущербности и ничтожестве? Если человек уйдет от психологических переживаний в пространство духовной жизни, проблема потеряет свою остроту. Перед Богом нет понятий "я хорош” или "я плох”. Есть только наше недостоинство перед Ним. А все различия, за которые мы держимся в миру - учёный ты или неучёный, глупый или умный, - здесь неважны. Здесь не может быть "адекватной самооценки”, это величайшая гордыня - раздавать оценки себе и другим, выстраивая всех по ранжиру. Последнюю правду о нас и других знает только Бог!.
Но разве христианину не нужно считать себя ничтожеством, которое хуже всех? В святоотеческой литературе встречаются описания, когда святые говорили о себе: "Все спасутся, один я по своим грехам погибну”. Но тут нет сравнения себя просто с другими людьми, здесь не "я хуже”, а "я грешен, воля моя всё делает не так, как хочет от меня Господь, и поэтому я не спасусь”. Считать себя ничтожеством нельзя. Потому что мы образ Божий, как мы можем образ Божий считать ничтожеством? Другое дело, что мы должны видеть в себе то зло, с которым стоило бы побороться, и молить Бога о силах на эту борьбу. И мытарь, когда молился, говорил именно о том, что он грешен, и просил Бога о милости. Фарисей же, благодаря, исполнился гордыней, потому что начал себя сравнивать с другими.
Вспомним слова апостола Павла: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне Вы, или как судят другие люди … судия же мне Господь» (1-е Коринф. 4,3). Это и есть образец здорового христианского отношения к себе - а совсем не помешательство на мысли о том, что нет в нас ничего хорошего «по сравнению с другими».
По признанию священников, среди прихожан действительно сплошь ирядом встречаются люди с заниженной самооценкой. Они всегда сомневаются в себе, любят просить благословения на самый незначительный шаг и очень, очень заняты своим несовершенством. Когда от них требуется помощь, первая их реакция - испуг. Священник просит прихожанку, умеющую читать по церковнославянски: «Помоги клиросу, почитай сегодня!» - «Нет, что вы! Я ужасно, ужасно читаю! Я не смогу! Я не дерзаю, батюшка!» И хотя такое поведение и выглядит как смирение, но имеет ли оно в действительности какое-то отношение к духовной жизни?
Такое обесценивание себя часто является не смирением, а болезненным психологическим состоянием. Выражается оно в отказе от волевого действия - из-за страха быть несостоятельным, выглядеть глупо в глазах других, оказаться неуклюжим, неумным, неумелым. И человек делает всё для того, чтобы избежать ситуации возможного неуспеха. Защищаясь от этого страха, он снимает с себя ответственность: "Я слабый, необученный, у меня не получится”. Но это всё - перед людьми. Когда никто не видит - пришел домой, двери позакрывал - всё, никакой заниженной самооценки!
Чем же смирение отличается от заниженной самооценки? Человек с заниженной самооценкой слишком поглощен мыслями о себе, всегда занят собой. А смиренный человек занят просто делом. Смиренный человек принимает своё несовершенство с упованием на Божию помощь, человек с заниженной самооценкой болезненно его переживает, думает о том, как он не соответствует каким-то ожиданиям других, нередко завидует тем, у кого что-то получается лучше. Человек смиренный внутренне стоит перед Богом, человек с заниженной самооценкой - перед людьми.
Переживание своей никчёмности - обратная сторона убеждения: должно быть так, как я хочу. А если так и только так не получается - значит, я ни на что не гожусь. Чаще всего мы сталкиваемся с чем?
"Как бы я хотел быть замечательным ученым, но у меня что-то голова плохо устроена”. "Как я хотел бы выступать на Олимпиаде! Но куда мне!..”. С духовной точки зрения это та же самая гордыня, только вывернутая наизнанку: "Я такой человек, что у меня должно это быть, но у меня этого нет”. И мысль "а вдруг все заметят, что я не очень умный” тоже, безусловно, от гордыни.
У таких людей нередко нездоровое отношение не только к себе, но и к другим. Если человек смиренный склонен прощать другим, он неагрессивен, то для человека с заниженной самооценкой, если он встречает кого-то, кто, по его мнению, ещё хуже, чем он, это оборачивается агрессивным выплеском. И тогда ложное смирение слетает: "Ага, в храм в штанах пришла! Фифа! И свечку не туда поставила!!!”»
Человек, якобы смиренный, и смиренный по-настоящему, совершенно по-разному будут реагировать на столкновение со злом. Если начальник - жулик и негодяй, обманывает и оскорбляет подчинённых, то по- настоящему смиренный человек заступится за других, а человек с заниженной самооценкой никогда не вступит в схватку. Правда, если он ходит в церковь, он свой страх прикроет смиренностью: "Не судите - да не судимы будете”. Но разве это смирение - проходить мимо зла?.
Чаще всего плохое отношение к себе тянется из детства. Так случается с детьми, растущими без родителей или с детьми из неблагополучной семьи, где родителям нет до них дела. По мнению психологов, сильно понижает самооценку уход из семьи отца, потому что ребёнок уверен: если бы он, ребёнок, был достаточно хорош, папа не ушел бы.
Однако такой человек может вырасти и во вполне благополучной семье, рядом с любящими, в общем, родителями, которые, правда, забывали его хвалить, не забывая критиковать. Маленький ребёнок лепит себя и свою самооценку по реакциям родителей. Люди с заниженной самооценкой - это люди, родители которых считали, что хвалить - в принципе неправильно. Или же родители, увлекаясь исправлением детского поведения (которое почти всегда проблемно), ругали не само поведение, а ребёнка: не ты плохо сделал - а ты плохой.
Боясь хвалить ребенка, родители иногда думают, что таким образом препятствуют развитию у него гордости и способствуют воспитанию смирения. Но нередко это приводит к обратным результатам: ребёнок, не видя положительной оценки своих действий, внутренне не может с этим согласиться, и часто это выливается в уродливую, например, демонстративную или наоборот, патологически застенчивую форму поведения, в постоянное сравнивание себя с другими.
Сильно понижает самооценку ребенка и его сравнение с более одарёнными, послушными, трудолюбивыми и т. д. сверстниками. Все люди рождаются с разными способностями. Сравнение с другими всегда порождает ощущение, что ты неправильный. Сравнивать ребенка можно только с ним самим - сегодняшнего со вчерашним. Ребёнок не должен сомневаться в том, что с ним всё в порядке, что он лучший для своих родителей. Потом, когда ребёнок пойдет в школу, где для учительницы он будет не самый лучший, где нужно будет налаживать контакты с одноклассниками, успевать по всем предметам, самооценка скорректируется, ребёнок сам увидит, на что способен. А его изначально завышенная самооценка сыграет роль защитного скафандра, предохраняющего от резкого падения мнения о своих способностях. Такому ребёнку будет легче учиться.
Входя в подростковый возраст, ребёнок с заниженной самооценкой может стать либо забитым, либо агрессивным - «трудным». Именно такие дети попадают в плохие компании. Им подходит любое общество, где они приняты. Они думают, что недостаточно хороши, чтобы выбирать, и если выбрали их - нужно соглашаться. И помочь им уже гораздо труднее, чем малышу-дошкольнику.
Что же делать взрослым, поглощённым мыслями о своей ущербности и ничтожестве? Если человек уйдет от психологических переживаний в пространство духовной жизни, проблема потеряет свою остроту. Перед Богом нет понятий "я хорош” или "я плох”. Есть только наше недостоинство перед Ним. А все различия, за которые мы держимся в миру - учёный ты или неучёный, глупый или умный, - здесь неважны. Здесь не может быть "адекватной самооценки”, это величайшая гордыня - раздавать оценки себе и другим, выстраивая всех по ранжиру. Последнюю правду о нас и других знает только Бог!.
Но разве христианину не нужно считать себя ничтожеством, которое хуже всех? В святоотеческой литературе встречаются описания, когда святые говорили о себе: "Все спасутся, один я по своим грехам погибну”. Но тут нет сравнения себя просто с другими людьми, здесь не "я хуже”, а "я грешен, воля моя всё делает не так, как хочет от меня Господь, и поэтому я не спасусь”. Считать себя ничтожеством нельзя. Потому что мы образ Божий, как мы можем образ Божий считать ничтожеством? Другое дело, что мы должны видеть в себе то зло, с которым стоило бы побороться, и молить Бога о силах на эту борьбу. И мытарь, когда молился, говорил именно о том, что он грешен, и просил Бога о милости. Фарисей же, благодаря, исполнился гордыней, потому что начал себя сравнивать с другими.
Вспомним слова апостола Павла: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне Вы, или как судят другие люди … судия же мне Господь» (1-е Коринф. 4,3). Это и есть образец здорового христианского отношения к себе - а совсем не помешательство на мысли о том, что нет в нас ничего хорошего «по сравнению с другими».