Елена Морозова

Мужчина и женщина разные

Нужно понять, в чем состоят отличия между мужчиной и женщиной. Хотя, на первый взгляд, здесь все очевидно. Есть хорошая фраза: «Мужчина и женщина равные, но разные». Вспомним о том, что человек (и мужчина, и женщина) имеет трехсоставное строение (дух — душа — тело), поэтому вполне логично искать разницу на каждом из уровней. Отличия касаются практически всех органов и систем и проявляются в следующих особенностях.

Во-первых, в гормональном статусе. Известно, что женские половые гормоны — эстрогены — отвечают за развитие женских половых признаков (молочные железы, типичные округлости и т.д.). Эти и другие гормоны обеспечивают женщине гибкость, мягкость и способность быстро перестраиваться, особенно в период беременности. У мужчин преобладают андрогены, которые формируют мужские признаки.

Во-вторых, в мышечном строении. Известно, что мышечный каркас более развит у мужчин, он обеспечивает большую выносливость, силу; в то время как для женщин характерно большее развитие подкожно-жировой клетчатки, которая является своеобразным ресурсом, позволяющим им при необходимости обходиться меньшим количеством сна, еды, быстрее восстанавливаться после усталости. В целом у мужчин мышцы составляют 40 % общего веса, у женщин — 23 %.

В-третьих, в работе сердечно-сосудистой системы. Сердце женщины бьется чаще, чем у мужчины. Артериальное давление у женщин по сравнению с мужчинами в целом ниже на 10 мм рт. ст., но чаще меняется в течение короткого времени.

В-четвертых, в функционировании щитовидной железы. У женщин она крупнее и более активна, что обеспечивает большую сопротивляемость к простудным заболеваниям; ее деятельность влияет на гладкость кожи женщины и малое количество волос на теле.

В-пятых, в обменных процессах. Женщина тратит меньшую часть энергии на внешнюю деятельность, а в большей степени — на внутренние процессы. Мужчина же нацелен на отдачу энергии, расходование ее вовне, что также связано с его биологическим предназначением. Женщина легче, чем мужчина, переносит высокие температуры, поскольку скорость ее обмена веществ снижается медленнее.

В-шестых, в работе мозга. Важным стало открытие различий в организации corpus callosum (мозолистого тела) — пучка нервных волокон, связывающих правое и левое полушария мозга. Мозолистое тело является мостом для обмена информацией между двумя половинами мозга. Corpus callosum у женщин толще и больше в процентном соотношении к общему объему мозга, чем у мужчин, и соответственно имеет большее количество соединительных волокон. Это значит, что женские мозговые полушария гораздо активнее обмениваются информацией, чем мужские. Это ведет к тому, что эмоциональный фон у женщин богат в силу большего объема получаемой информации. В связи с этим она более впечатлительна, у нее чаще меняется настроение, но в то же время ей проще приспособиться к ситуации. У мужчин мозолистое тело уже, в этой связи эмоции мужчин более стойкие и длительные. Например, когда женщина перескакивает с предмета на предмет, чрезмерно эмоционально вовлечена в обсуждаемый вопрос, мужчина может этого не понять и будет, как правило, призывать жену держать себя в руках, хотя ей нужно, чтобы ее просто выслушали. Или же если мужчина занимается каким-либо делом, то приглашение жены поговорить он просто не воспримет, так как ему нужно время для того, чтобы переключиться с одной программы — «работа» на другую — «отдых».

Исследователи гендерных различий отмечают также, что женщины для анализа информации «используют» лобные доли, а мужчины — и другие мозговые зоны. Это, в свою очередь, ведет к тому, что мужской мозг в большей степени приспособлен для абстрактно-логических операций, а женский — лучше оснащен для восприятия информации, они видят, чувствуют и слышат больше, чем мужчины, а также с большей легкостью принимают и обрабатывают сигналы внешнего мира. Мужчин занимают предметы, женщин — отношения между людьми. Эти различия видны уже в первые часы после рождения ребенка. Девочка больше интересуется лицами, в то время как мальчик не видит большой разницы между ними и подвешенной перед ним игрушкой.

В чем заключается разница в творении
мужчины и женщины?

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует сказать о том, что любому, даже самому атеистически настроенному современному человеку, не хочется всерьез воспринимать гипотезу о сотворении человека от обезьяны, которая-де прошла длительную эволюцию и стала прямоходящей. Есть что-то, что неизбежно (возможно, даже на подсознательном уровне) вызывает отторжение. Интуиция подсказывает, что человек не только материален, но и духовен. Тем не менее точка зрения о сотворении человека от обезьяны (несмотря на наличие ее неоспоримых опровержений) продолжает существовать.

Почему? Просто определенным силам выгодно представлять человека как существо, мотивированное лишь природными инстинктами — сексуальным, пищевым, оборонительным, и при этом особо не отягощенное «высокими материями». Если человек — потомок обезьяны, то что с него взять... О каких духовных устремлениях — любви, альтруизме, доброте, порядочности — можно говорить, если человек всего лишь двуногое животное?! И таким человеком, конечно, проще управлять, культивируя в нем тягу к удовлетворению любых своих материальных желаний и потребностей и жизнь по принципу «бери от жизни всё». Поэтому не будем особо акцентировать внимание на теории эволюции Ч. Дарвина и других, подобных ей, концепций, а поговорим о сотворении человека и возникновении брака с позиции христианской православной антропологии.

Сведения об этом мы находим в Библии, в Ветхом Завете, в первых главах Книги Бытия, в которых излагается весь путь творения Богом окружающего мира. Вершиной Божественного творения стал человек, который создается из двух природ. Священное Писание говорит о том, что вначале творится первый человек — Адам, но образу и подобию Божию. После этого Бог приводит к Адаму животных и просит наречь им имена; среди них не оказывается существа, подобного первому человеку. И Бог высказывает неудовлетворение тем, что Сам создал, и говорит: Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2,18). И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт. 2,22). Таким образом, Бог берет часть человеческих качеств (свойств) от Адама и творит Еву, т.е. Ева создается вторично, по образу и подобию Адама.

В разных способах творения заключен ответ на вопрос о разнице в предназначении мужчины и женщины. Мужчина первичен по своему происхождению, и он является главой семьи, т. к. предстоит перед Богом.

Архимандрит Георгий (Шестун) подчеркивает — слово «мужчина» этимологически состоит из двух — «муж» и «чин», т.е., мужчина, подобно ангелам, имеет свой чин, свое место во вселенской иерархии. Женщина — вторична и иерархически соподчинена Адаму. Она создается Богом как помощница, подобная Адаму. И когда многие современные женщины начинают говорить о равенстве полов и возмущаться зависимым положением от мужчины, что якобы является унижением их достоинства, нужно просто вспомнить об этом различии в творении: мужчина первичен, женщина вторична.

В чем же заключается предназначение мужчины и женщины? Для мужчины принципиально важными являются целеустремленность, твердость, решительность, способность к принятию на себя груза ответственности; энергия мужчин в основном расходуется на внешнюю деятельность. Она требует концентрации, логики, сдержанности чувств («настоящие мужчины не плачут»), большего размаха. Эмоциональные контакты мужчине скорее мешают, чем помогают.

Для женщины главное — это чадородие, изначально заложенное в ней как базовая программа, вокруг которой выстраиваются все остальные. Женщине Богом дано быть помощницей, матерью, хозяйкой в доме. Все ее интересы подчинены семье, и здесь ключевыми качествами женщины являются терпение, уступчивость, смирение, отзывчивость, мягкость, умение прощать. Понятно, что с течением времени типично женские и мужские свойства претерпевают изменения, но от своего предназначения никуда не уйдешь.

Жизнь показывает, что внешняя самомостаточность эмансипированной женщине мало помогает. Как поется в известной песне, «девушкам из высшего общества трудно избежать одиночества». Вне семьи любая, даже самая респектабельная бизнес-леди чувствует себя неустойчиво, так как ей постоянно нужна опора — мужчина.

Следует сказать о том, что подобная стратегия является серьезной ошибкой. Заблуждаются те женщины, которые считают, что можно изменить свою судьбу и уйти от семейных обязанностей, став при этом счастливой и успешной, «наращивая» мужской потенциал, строя карьеру, добиваясь материальных успехов. Они за это потом сурово расплачиваются одиночеством, внутренней пустотой, болезнями: ведь природу не обманешь и от Божественного предназначения не убежишь.

Одно из основных женских душевных проявлений — это красота. Очевидно, что женщине, по сравнению с мужчиной, более присуще стремление быть красивой. Для мужчины, как правило, красота не является столь уж важной. Если стремление к ней все же доминирует, можно думать о том, что мужчина отклонился от траектории своего кардинального пути.

Из чего складывается женская красота?

Писатель Ю.П. Михайлов выделяет следующие компоненты «красоты».

Во-первых, это так называемая женская слабость. Однако сразу нужно оговориться, что слабость — понятие относительное: на биологическом уровне, женщина все же более адаптивна, более приспособлена к неблагоприятным условиям, имеет большие ресурсы организма.

Во-вторых, это нравственная составляющая. Давно замечено, что женщины, развивающие в себе нравственность, добродетели, духовность в зрелые годы становятся намного привлекательнее, им не грозит страх утратить свою женскую ипостась.

Состояние стойкого страха утраты привлекательности описано психологами под названием синдром «закрытых дверей». Это та ситуация, когда женщина, переступающая определенный возрастной предел, начинает судорожно цепляться за уходящую привлекательность в попытке ее удержать. Для этой цели она использует всевозможные косметические средства и часто завязывает отношения с молодыми мужчинами с целью доказать себе и окружающим, что она еще молода и на нее обращают внимание...

В-третьих, это естественность. Многие женщины вместо заботы о душе пытаются похорошеть искусственно, корректируя лицо, фигуру. Понятно, что за собой следить необходимо, но важно помнить о том, что красота — это в первую очередь индикатор состояния души. Женщине, чтобы быть красивой, нужно не так уж и много — понять себя, ответить на вопрос: а какая я, какими качествами обладаю? И постараться раскрыть их в своей душе, стать естественной. Поэтому очевидно, что цвет волос, рост, объем талии и бедер не являются важными характеристиками женщины.

Что лежит в основе популярного сегодня стремления
изменить свою внешность при помощи хирургических манипуляций?

В основе лежит так называемый синдром дисморфофобии, который определяется как «тягостное переживание своей физической неполноценности в связи с реальным или воображаемым анатомическим недостатком (форма и размеры носа, ушей, губ; рост, вес тела и т.д.)».

Причем в большинстве случаев причиной переживаний становятся не реальные, а воображаемые недостатки внешности. Часто бывает так, что девушка, женщина во всех своих бедах и неудачах винит свое «неудавшееся» тело: «маленькую» грудь, «кривой» нос или какие-либо еще части тела. Не удается познакомиться с молодым человеком — виноваты «короткие» ноги, мало друзей — причина в «оттопыренных ушах» и т.д. Другими словами, происходит перенос основного конфликта в телесную сферу, которая становится «виновной» во всех бедах, и ей объявляют непримиримую борьбу. Святые отцы и некоторые психологи говорят о том, что тело есть форма души, которые соединены между собой не случайно, а в одном единственном, уникальном, Богом данном варианте.

Но, к сожалению, не всем нравится своя неповторимость. В этом случае люди, недовольные собственной внешностью, могут вступать с ней в противоборство, а подчас и объявлять войну. Голод, диеты, изнурительные тренировки, пластические операции — не полный перечень жестоких мер борьбы с собственным телом.

Чаще всего встречается такая типичная комбинация симптомов: активное недовольство собственной внешностью; «обвинение» внешности во всех неприятностях и неудачах; перенос психологических проблем, например, неумения общаться, в телесную сферу; убеждение, что стоит только изменить к «лучшему» свою внешность, как тут же к лучшему изменится и жизнь.

Очень часто синдромом дисморфофобии страдают подростки, которые в силу личностной незрелости могут не увидеть истинных причин своих невзгод и оценивают все происходящее с ними через призму внешней привлекательности или непривлекательности.

При этом семейные отношения, в первую очередь отношения с матерью, могут вносить свою «лепту» в формирование этого синдрома. Это не что иное, как еще один вид богоборчества (помимо женской эмансипации), когда человек восстает против собственной природы, против Богом данной уникальности. Поэтому глубинные причины этого синдрома все же духовные. Раскрытие в себе образа Божия, приобщение к церковным таинствам, молитва, добродетель — все это делает женщину прекрасной и исправляют объективные и субъективные «недостатки» внешности. Сколько красивых женщин можно увидеть в храмах! Просто одетых, без макияжа, но с сияющими глазами и чистыми лицами. Что еще нужно для красоты?

В чем заключаются отличия между мужчиной и женщиной на духовном уровне?

Вспомним, что духовный уровень, духовность — это своеобразная вертикаль, соединяющая человека с Богом, высота, позволяющая перешагнуть через собственный эгоизм и вступить на путь постижения Бога. На духовном уровне различия между мужчиной и женщиной сглаживаются. Апостол Павел говорил об этом так: Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Но разница, обусловленная полом, все же существует.

В чем проявляется духовность женщины? В виде жертвенности, любви и чадородия, которые тесно переплетены между собой. Например, жертвенность женщины возможна как подвиг самоотречения ради ближнего. Прекрасным примером могут служить сестры милосердия, которые, не жалея себя, отдавали все свои силы, всю свою любовь без остатка раненым, убогим, больным. А самый высокий подвиг заключается в том, чтобы и жизнь свою отдать ради веры, ради Бога!

Духовность женщины может проявиться и в рамках чадородия. Известно, что ребенок — это дар Божий, поэтому отношение женщины к рождению детей является важнейшим индикатором духовности, т.к. деторождение связано с отказом от собственных, даже очень важных целей, задач и планов, с отдачей себя без остатка малышу. Есть еще варианты проявления духовности женщины. Некоторые выбирают монашеский путь, решая посвятить себя Богу. Такие девы становятся молитвенницами за весь род человеческий. Они оставляют радости мира и свое возможное земное счастье, но взамен получают дары духовные. Итак, духовность женщины имеет свои проявления в высоком служении, иночестве, безусловной любви, смирении, жертвенности ради мужа, детей, милосердии.

Каким образом проявляется духовность мужчины? Мужчина в большей степени ориентирован на внешнее пространство, на поступок. Если вдуматься в этимологию слова «поступок», то мы обнаружим, что оно имеет общий корень со словом «поступь». Иначе говоря, через поступок мы узнаем поступь человека, мужчины. Как точно отметил протоиерей Борис Ничипоров, поступок всегда нравственно окрашен: он или поднимает человека, или опускает его вниз в бездну. Мерилом нравственности-безнравственности поступков выступает совесть человека, которая показывает, куда отклоняется человек. Таким образом, основным проявлением духовности мужчины является поступок.

Долг, защита Родины, Отечества, способность жизнь свою отдать «за други своя» — вот основные варианты высокого поступка. Мы знаем о том, что по сей день воины ежедневно совершают подвиги, которые часто никто и не видит; они идут бесстрашно навстречу врагу, не щадя жизни ради спасения народа, соотечественников. Эти люди просто выполняют свой долг потому, что по-другому они не могут.

Особый вид поступка — мученичество за веру Православную. Такими примерами буквально насыщена вся история Православной Церкви, начиная с первых веков гонений, унижений, уничтожения христиан. Стоит лишь вспомнить, что практически все апостолы погибли мученической смертью за торжество Евангелия Христова, за истину, за веру. Но и сегодня такие мученики есть. Можно и нужно в этой связи вспомнить подвиг новомученика Евгения Родионова. Этот молодой 18-летний православный воин, попавший в плен к чеченцам, не снял с себя креста, не отрекся от веры, несмотря на трехмесячные издевательства, надругательства со стороны бандитов. Они так и не сумели сломить дух воина и, отрубив ему голову, даже с мертвого не смогли снять нательного креста. Его мать, Любовь Васильевна, объездившая потом всю Чечню в поисках сына, говорила, что узнала сына по крестику, который остался на шее обезглавленного тела, и другим приметам, «которые знает только мать». А потом ей пришлось вернуться в Чечню еще раз, чтобы найти его череп, который чеченские боевики раскололи на части, потому что боялись, что иначе его душа будет их преследовать.

Когда современные студенты слышат об этом подвиге, часто реакция их бывает неоднозначной. Многие понимают глубокий смысл этого поступка, однако некоторые говорят о религиозном фанатизме, пытаясь за ширмой такого объяснения убежать от чего-то важного в собственной душе.

Продолжение здесь