Священник Василий Куценко



Разговор

– У нас такая проблема: сын дружит с мальчиком из соседнего подъезда. Родители у него совершенно мирские люди, не ходят в храм, телевизор смотрят постоянно, ребенок у них в компьютерные игры играет…

– Так ведь большинство из нас именно в таких подъездах и живут. В чем же проблема?

– Они общаются на улице, наш сын слышит и про эти игры, и про передачи разные. А если он в гости пойдет к ним, а там всё это? Стоит ли им общаться дальше?

– Что же вы предлагаете? Запретить ребенку дружить с соседом?

– Я даже не знаю… Друзья, конечно, нужны, но… Не хочется, чтобы он всё это видел и слышал… Как же быть?

– Ребенка воспитывает семья, а не друзья. Хотя бывает и наоборот. С другом ваш сын проводит в разы меньше времени, чем с вами. Вот и будьте для него примером христианской жизни. Тем более и ваш муж верующий, и другие родственники.

– Мы это понимаем, но всё же… Улица… Переживаю я за сына…

Мысли вслух

Примерно такой разговор произошел у меня с одной знакомой молодой мамой. Разговор был, конечно, больше, но не будем вдаваться в глубоко личные подробности. Главное – обозначена проблема: отношения детей из церковных и нецерковных семей, а если посмотреть еще глубже – отношения самих семей, а еще и еще глубже – верующая семья и… всё остальное.

Действительно, верующие родители изо всех сил стараются оградить своих детей от дурного влияния. Это и телевидение, и компьютер, и многое другое. Понятно, без компьютера и телевизора подчас не обойтись. Главное – самим взрослым как можно реже включать пресловутый «ящик» и не просиживать столь быстро пролетающие часы перед монитором компьютера. А бывает так сложно удержаться: зашел в интернет вроде бы по делу, да как на беду старый школьный друг оказался «он-лайн»… Вот и пролетело драгоценное время. Важно не забыть: ограждая и детей от чего-то, ограждать от того же самого и самих себя. Думаю, что эффект будет гораздо больше. Ребенок должен видеть, что именно интересует родителей. Простой пример: я не думаю, что многие курящие родители обрадуются, если вдруг узнают, что их дети-школьники «попробовали» сигареты. Но будет ли эффективен запрет, если дети видят отрицательный пример родителей? Поэтому разграничение «взрослым – можно, детям – нельзя» здесь не работает. Христианские же правила даны для всех – и для детей, и для взрослых. Но главное правило будет одно: воспитание детей не должно идти в разрез с личной жизнью взрослых.

Общаться, не общаться?

Все-таки, как быть? На самом деле ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Не запретишь же ребенку общаться со сверстниками! Оградить ребенка от общения со всеми нецерковными и неверующими попросту невозможно. Хотя сейчас во многих городах есть не только воскресные школы и православные гимназии, но и православные детские сады, группы дополнительного развития и даже православные спортивные секции. Во многом это помогает в воспитании, поспорить здесь очень сложно. Ребенок находится в естественной, если можно так выразиться, «среде обитания»: молитва, участие в богослужении. Только все ли дети верующих родителей и сами родители не смотрят телевизор, не играют в компьютерные игры, не страдают от вредных привычек? Это другой вопрос. Верующий, как бы нам этого ни хотелось, не означает безгрешный. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Господь не сказал: вы уже совершенны. Он дал направление. И зная направление, нужно не только не сбиться с пути, еще важнее не думать о том, что ты продвинулся по этому пути больше, чем есть на самом деле: «Благодарю тебя, Господи, что я не такой, как прочие человецы. Телевизор не смотрю, в видеоигры не играю…»

Поэтому вопрос нужно ставить не так: общаться или не общаться верующим с неверующими? – а: как верующим утвердиться в своей вере и не отступать даже в малом?

Свет во тьме

«Вы – соль земли… Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5: 13–14). Как было бы хорошо укрыться от окружающего мира с его соблазнами, пороками и всеми прочими составляющими. Но Господь Иисус Христос призывает к другому. Быть светом и солью, городом на верху горы. Попросту – быть христианами и свидетельствовать об этом всем тем, кто еще не христианин. Свет необходим для того, чтобы освещать тьму, чтобы был виден путь. Можно передвигаться и в полной тьме, на ощупь. Только далеко ли так уйдешь?

Каждый из нас, христиан, может стать таким светильником для всех тех, кто еще не увидел света Христова. Поэтому нужно не опасаться того, что кто-то дурно повлияет на наших детей или на нас самих, а самим оказывать влияние.

«И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5: 15). Свечой нашей веры Господь может зажечь и сердца других людей, особенно тех, кто окружает нас. Если же мы опасаемся, что свечу кто-то может затушить (ведь не всё так спокойно в житейском море – случаются и ливни, и сильный ветер), то главное – молитва о том, чтобы Господь сохранил этот огонек. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 16). Наверное, эти евангельские слова стоит вспоминать как можно чаще. Если свет родительской веры будет ярко освещать жизненный путь ребенка, то некоторые страхи пройдут сами собой. Ответственность за себя, за своих детей несем мы сами, а не соседский мальчик или кто-то еще. Если не воспитаем сами, то тогда, и правда, может воспитать кто-то другой. А воспитание – это и подвиг, и обязанность родителей. Ведь, по словам святителя Иоанна Златоуста, именно воспитание делает родителей – родителями: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание. Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду за их воспитание».