«Знал бы, где падать - соломки бы подстелил».
Русская пословица

Как правило, все знают, что профилактика болезней - залог здоровой жизни. Но, к сожалению, люди порой очень беспечно относятся как к своему физическому здоровью, так и к духовному здоровью своей семьи.

Постоянно откладывают визит к врачу и идут на прием к доктору, уже когда терпеть боль больше нет сил. До этого, видимо, полагают, что болезнь пройдет сама собой. Так и в семейной жизни люди начинают задумываться о том, что их брак нуждается в лечении, когда семья находится уже на грани развода.

Идут к психологу, иногда к священнику, за советом, когда уже бывает сложно помочь. Многолетние обиды, упреки, неприязнь накапливаются как снежный ком, и супруги уже сами слабо верят в то, что можно вернуть те отношения, которые были в начале брака.

Но безнадежных ситуаций нет. Даже если пока только одна сторона ищет примирения и любви, есть все шансы улучшить ситуацию. Лишь бы супруги сами хотели этого. «Спасение утопающих, - как говорится, - дело рук самих утопающих».

В основе семейной жизни православного христиани-на должны лежать три важных слагаемых.

Первое и самое главное: любовь и правильное понимание этого понятия, потому что в обществе оно искажено и далеко не все знают, что такое настоящая любовь.

Второе - это правильное понимание супругами целей и задач семейной жизни.

И третье - правильная семейная иерархия (соподчинение младших старшим).

На этих трех, так сказать, «китах» строится семейная жизнь.

Почему так важно, чтобы в семейной жизни присутствовали все три этих компонента?

- Потому что неправильное понимание или отсутствие одного из них обязательно приведет к проблемам в семейной жизни:

А) Допустим, что супруги имеют любовь, правильно понимают цели и задачи семейной жизни, но у них неправильно выстроена иерархия семьи: жена взяла на себя несвойственную ей функцию главы семьи. При такой расстановке сил неизбежны конфликты.

Б) Или другой пример. Иерархия правильная, но супруги не имеют истинной любви, неправильно понимают, что такое любовь. Они принимают за любовь эротическое влечение или собственный эгоизм. Пока они только радуют друг друга - им хорошо вместе. Но как только начнутся испытания, такой союз долго не протянет.

В) Возможен и третий вариант. Муж и жена действительно имеют любовь. С иерархией тоже порядок. Муж - глава семьи, жена - помощница мужа. Но все равно им будет трудно, если они не пришли к согласию по главному вопросу: как строить свою семейную жизнь.

У каждого из них свои представления и понятия о том, какой должна быть семья и семейная жизнь. Или они вообще не задумывались о том, что же они хотят от брака и друг от друга.

Только три этих самых главных слагаемых все вме-сте дают возможность прийти к единству в браке и построить крепкую и дружную семью, где люди собрались во имя общей цели – любви, единства и спасения.

1. А теперь рассмотрим первое из трех условий счастливой семейной жизни, что касается правильного понимания истинной любви. Чаще всего у людей происходит подмена понятий – любви и влюбленности, где второе выдаётся за первое.

Каковы же основные отличия влюбленности от любви?

Влюбленность всегда временное состояние! Она дается паре, чтобы построить что-то более глубокое и стабильное, что и есть любовь. Любовь может длиться сколь угодно долго, всю жизнь, до вечности и в вечности.

Влюбленность подогревают гормоны, а любовь стимулируют конкретные дела, совместный труд и пока люди трудятся во благо друг друга, их будет согревать это чувство взаимной любви.

Влюбленность — это страстно-неуёмное влечение тела к телу другого человека. Любовь это соединение трех влечений: тела, души и ума. Поэтому она более спокойна, разумна и многогранна.

Влюбленность имеет разрушительное эгоистическое начало, любовь — обоюдно созидательное. Любовь — неотъемлемая часть жизни, естественный закон природы. Начинаясь с влюбленности, она способна перерасти в высокий союз двух любящих сердец.

Влюбленность — это ПОДАРОК физиологии. Любовь — это НАГРАДА за ваши дела в строительстве совместного семейного очага и общего здания счастья.

2. О понимании цели брака, направленности его сторон и ряда задач.

Первая и главная цель брака – это полная и нераздельная взаимная преданность, и общение двух супружеских лиц: не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18) и оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будете оба в плоть едину (Мф. 19, 5). Отсутствие у бракосочетающихся единства духовно-нравственных целей есть главная и основная причина несчастных браков.

По мысли святого Киприана Карфагенского, муж и жена получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в браке, когда мужчина и женщина действительно становятся одной нераздельной личностью и находят друг в друге взаимную поддержку и восполнение.

Вторая сторона брака, на которую указывает Священное Писание, святые Отцы и Церковь в своих молитвах чина венчания, есть рождение и христианское воспитание детей. И Церковь благословляет брак как союз, целью которого является деторождение, испрашивая в молитвах «доброчадие» и «о чадах благодать».

Брак в христианстве по учению святого Григория Богослова хорош тогда, когда он соединяется с желанием оставить после себя детей, потому что чрез это восполняется Церковь Христова, умножается число благоугождающих Богу. Когда же он имеет в основе одно лишь стремление к удовлетворению плотской похоти, то «разжигает грубую (и ненасытную) плоть, обкладывает ее тернием и делает как бы путем к пороку».

Третья сторона брака – предохранение от распутства и сохранение целомудрия. Апостол Павел говорит: «Во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 2). Хорошо, говорит, быть безбрачным, ради безраздельного служения Господу, «но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7, 7-9) и впасть в распутство.

«Если бы брак и воспитание детей были препятствием на пути добродетели, – говорит Иоанн Златоуст, – то Создатель не ввел бы брака в нашу жизнь. Но так как брак не только не препятствует нам в богоугодной жизни.., но и доставляет нам великое пособие к укрощению пылкой природы.., то поэтому Бог и даровал такое утешение человеческому роду».

И ещё одна сторона брака заключается в социальном и церковном служении членов семьи, не только супругов, но и воспитанных ими детей.

Понимание духовной природы брака и семьи, значимости семейной иерархии, почитания детьми своих родителей, важности истинной безусловной любви, хранение семейных традиций и т. д. - все эти моменты являются теми краеугольными камнями, на которых выстраивается прочное здание брака и гармоничной семьи.

А что такое гармония в семье? Иерархичное сочетание духовного, душевного и телесного уровней во взаимоотношениях супругов и детей с приоритетом духовного, а значит жертвенности и способности к самоотдаче. Если каждый член семьи каждый день, хоть чуть-чуть будет преодолевать свой эгоизм, изначально заложенный в нашей ветхой и страстной природе, делать шаг навстречу другому, наверное, в наших семьях значительно меньше будет конфликтов, ссор и непонимания.

А что же выступает в качестве психологических оснований семьи?

Те психологические аксиомы, которые всем так хорошо известны, но почему-то часто забываются:
- отношения почитания (-предпочитания себе другого) и деятельной (жертвенной ради ближних) любви;
- умение общаться, не говорить лишнего и обидного (не укорять лишний раз и не придираться) терпеть, прощать и уступать,
- грамотно разрешать (через спокойный проговор и совет) разногласия и возможные конфликты;
- правильно выражать свои мысли, проявлять эмоции,
- понимать причинно-следственные связи происходящего в семье,
, - вскрывать истинные причины неблагополучия, уметь договариваться по разным ситуациям, не замыкаясь, не храня затаённых обид и т. д.

Знание всех этих нехитрых закономерностей может значительно улучшить отношения членов семьи между собой и предотвратить множество ненужных проблем.

Гармоничное сочетание духовного и душевного (психологического) оснований в семьях - залог духовного, душевного и физического здоровья, как супругов, так и детей!

Остается только совсем немного - эти основания понять и применять их к себе и своей жизни.

Также важно напомнить, что:

1) Главное условие семейного счастья – духовно-ценностное и мировоззренческое единство супругов в браке, содействующее обретению ими единомыслия, единодушия и любви.

2) Сущность христианского брака – заключается в чутком сердечном расположении и обоюдослышании, где каждый предпочитает себе другого, стараясь исправлять себя и совершенствовать другого с любовью.

3) Смысл христианского брака – во взаимной душеспасительной помощи и достойном воспитании детей. Христианское отношение к недостаткам друг друга – снисходительность к слабости, стремление ненавязчиво, помогать на личном примере.

4) Правильный порядок семенной жизни (семейный уклад) и семейное счастье – предмет особого попечения Божия.

5) Главное заблуждение относительно семейной жизни – ожидание только готового счастья, удовольствия и наслаждения.

6) Причина разрушения брака – самолюбие, самоволие, самовластие, душевная глухота… и ложное понятие о любви (к Богу и ближним) и назначении брака.

7) Препятствия к семейному счастью: поздняя женитьба, собственная невоспитанность, стремление к общественным делам в ущерб семье, распущенность по отношению к лицам другого пола, супружеские измены.

8) Общая причина несчастья в браке - отступление от христианских норм жизни. Христианская любовь в браке – единственное средство преодоления всех препятствий к семейному счастью. Только при согласии супругов на главнейшие их обязанности и при дружном их исполнении получают истинное значение - красота, образованность, материальный достаток и взаимная любовь, как средство для достижения цели брака.

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей курса «Этапы воцерковления и жизненные области становления личности христианина» Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.