Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое (Луки 2:29).

Так возгласил, пред исходом жизни своей святый старец Симеон, взяв на руки сорокадневного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, Которого по обычаю закона, сохраняющегося и у нас, принесла Пресвятая Дева Мария во храм. Радостно держал он на руках своих Содержащего всю тварь; радостно смотрел старец Симеон на близкую кончину свою, потому что на руках своих видел Того, Кто обнадеживал его в безопасности и блаженной жизни и по смерти.

Но не завидуем тебе, старче праведный! Мы сами имеем свое счастье, поднять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, братия, чая Его; и не один раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные, что я говорю о причащении животворящих Таин тела и крови Христовой?

Да, мы имеем большее счастье, чем св. Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Жизнодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа в последствии времени, во вся дни до скончания века, будут поднимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем. Не на руках только, говорю, потому что священннослужащие, совершающие Божественную литургию, и на руках своих подъемлют Его во время каждой литургии дланями своими, а потом - о, безмерная милость - заключают Его в объятиях сердца своего!

О, Иисусе, Сыне Божий, бездна благости и щедрот! Как Ты не опаляешь нас нечистых сердцем и устами, всегда недостойных Твоих пречистых и животворящих Таин? Но, что я говорю? Ты и опаляешь наше недостоинство, когда мы не принесем Тебе, возлежащему на престоле, твердой и непоколебимой веры и сокрушения сердечного, но и тотчас же оживотворяешь и успокояешь и радуешь, когда исправимся от недуга сомнения и маловерия, ибо Ты - Истина и не попустишь быть в нас ненаказанно и одной малейшей тени сомнения.

Итак, мы подъемлем Господа, как Симеон, на руках своих каждую литургию, а вы, по крайней мере большая часть из вас, уподобляетесь счастия подъять Спаса своего только раз или несколько раз в год, и то всегда ли после достойного приготовления к этому? Дай Бог, чтобы все приступали к столь страшному таинству с должным приготовлением. Надобно удивляться маловерию и холодности христиан ко Христу, Жизнодавцу и Господу своему! Источник бессмертия течет ежедневно: приходи, приготовясь, и пей - тем более что многие больны и духом и телом, имеют и времени свободного не мало, а многие и в праздности проводят его.

И что же видим? Не смотря на то, что все чувствуем на душе своей бремя грехов и страстей, свою виновность, свое окаянство пред Богом, свое бессилие в борьбе со страстями - не приходим ко Господу предлагающему Себя ежедневно в снедь верным и готовому явить всякую помощь труждающимся и обремененным. Мы видим, и то не всегда, пиющими от бессмертного Источника почти одних младенцев бессознательных; да и тех иногда - увы! - подносят к св. Таинам не отцы, не матери, не кормилицы, не бабушки, а взятые, как говорится, с ветру женщины, иногда нищие. Что за невнимание к величайшей святыне!

Господи, Жизнодавче, Спасителю! до чего мы дожили? Ты ежедневно выходишь в сретение нам во вратах храма Своего, а мы отвечаем Тебе равнодушием и даже самым несмысленным небрежением. Доколе терпишь неправды наши, холодность нашу, безчувственность нашу, гордость нашу? Долготерпит на нас, братия, Господь, не хотя да кто погибнет на веки, но да если в покаяние приищут (2 Петр. 3. 9), да обратятся рано или поздно от бесчувствия своего.

Так, большая часть христиан холодно встречают Господа во храме - в Его св. Таинах, редко приступают к св. Таинам - вкусить Господа своего, но по крайней мере, хоть бы в болезни своей, или пред смертию своею, как Симеон, желали все с радостью поднять Господа и увидеть Его, Спасение. Нет: многие бегают от Него и въ болезни и, когда им предлагают безсмертную пищу и питие и вместе всеисцеляющее врачевство тела и крови Жизнодавца, откладывают до будущего времени, которым не могут располагать наверное, потому что жизнь наша во власти Божией; многие имеют тайную мысль, что причащаются только будто-бы пред смертию.

Христе Боже! не сказал ли Ты Своими пречистыми устами, что Ты пришел на землю для того, чтобы люди имел и жизнь, и с избытком имели, а не для того, чтобы губить их? "Не прииде Сын человеческий душ человеческих погубите, но спасти" (Луки 9, 56) "Аз приидох, да живот имут, и лишне имут" (Иоан. 10, 10). И во св. Таинах не всем ли, принимающим их с верою, даруешь жизнь? Не часто ли Ты чудно исцеляешь болезни? Не всегда ли разрешаешь и очищаешь нас от грехов? Доколе же мы будем неразумны, маловерны и слепы.

А с какою радостью сказал бы каждый из нас пред смертию после достойного принятия св. Таин Твоих: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, из кратко-временного суетного века сего, яко видесте очи мои спасение Твое, здесь в начатках, да надеюсь, что увижу его совершившимся и там - в вечности. Теперь, аще и пойду посреди сени смертные, не убоюся зла: Ты со мною еси (Пс.22,4). Приими дух мой с миром. Но вот, братия, придет Сретение Господне для всех людей – для христиан, иудеев, мусульман и язычников, т. е. для всего рода человеческого; если вы не научились здесь встречать Его кроткого и смиренного, как встретить Его в непреступной славе? Где тогда окажемся мы? Где окажусь я со своим нынешним небрежением и холодностью к Господу? Сыны царствия не будут ли изгнаны во тьму кромешнюю, где будет вечный плач и скрежет зубами (Матф. 13, 42)? Апостол говорит, что это будет. Как мы убежим, т.е. от будущих мук, о толицем нерадивше спасении, еже зачало приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися?

Братия! чтобы встретить нам радостно Господа во второе, славное Его пришествие, научимся встречать Его здесь -ежегодно в праздник Сретения и во все праздничные и воскресные дни, - и особенно во св. Таинах, т.е. будем с великою верою и сердцем сокрушенным и смиренным приступать к св. Чаше. Для тех, которые обыкли достойно встречать Его здесь, в нынешнем веке, не страшно будете и сретение Его во второе и славное Его пришествие.

Боже! Хотяй паки приити судити вселенной правдою, благоволи и мне узрести Тя на облацех Судию и Бога моего, да безконечно славословлю и воспеваю Тя со безначальным Твоим Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.