Епископ Пантелеимон (Шатов)
Блаженные мы с вами, дорогие братья и сестры, что в этот праздничный день можем приобщиться к той сокровенной тайне, которая является всему миру, но которая многим жившим и живущим на земле является недоступной.
Сегодня мы собрались для совершения Божественной литургии, которая помогает нам прикоснуться к этой тайне, понять ее, объять ее своим сердцем, душей, разумом, войти в нее и укрепиться в той таинственной жизни, которая называется христианством.
Это не одна тайна, она заключает в себе множество тайн. Сегодня я хотел бы напомнить вам о трех тайнах, которые являет нам сегодняшний праздник.
Первая тайна заключается в том, что Господь приходит на землю, чтобы силой своей любви освободить нас от рабства грехов, победить зло, уничтожить смерть. И совершает это Господь, прежде всего, своим крестным страданием. Тайну умаления Бога являет нам сегодняшний праздник. Все вы, кто пришел к началу службы, видели, как меня, которого Святейший Патриарх назначил управлять Смоленской епархией, облачили в расшитые, драгоценные одежды. Но даже эти одежды напоминают нам о страдании Христа. Вышитые поручи, одетые на мои руки, напоминают нам, что руки Христа были связаны, когда Он был веден на суд и допрос к первосвященникам и фарисеям. То, что одето под этой одеждой — епитрахиль — напоминает, что Он был связан как овца, на шею Ему накладывали петлю. Та красивая одежда, которая одета на мне, напоминает одежду поругания, в которую был обличен Христос. Красивая митра на моей голове, увенчанная крестом, напоминает о терновом венце, который был надет на голову Спасителя, а драгоценные камни на ней, это капли Его крови.Об этой тайне унижения и страдания Бога напоминает нам многое на сегодняшней службе.
Но я хотел бы сказать вам и о второй тайне. Это великая, радостная, спасительная тайна говорит нам о том, какой должна быть наша жизнь, как должна быть украшена наша душа, к чему мы призваны Богом. Мы, искаженные грехом, запачканные во всякой нечистоте, часто живущие подобно бессмысленным скотам, унывающие, пресмыкающиеся по земле, призваны к тому, чтобы быть богами по благодати. И об этом тоже напоминает та одежда, в которую меня облекали посередине храма. Меня одевали не потому, что я лучше вас, а потому что эта одежда напоминает о том, во что должна быть одета наша душа, каждого из нас, самого последнего грешника Господь хочет призвать к святости, хочет дать ему радость вечной жизни. Эта одежда напоминает ту, в которую мы были облачены после крещения, и она знаменует ту чистоту души, которая должна быть у нас и которую нам дарует Господь. Дарует не только в крещении, а каждый раз, когда мы каемся в грехах. Вы все незаметно носите крестильный крест, на архиерея его надевают сверху для того, чтобы напомнить нам о том кресте, который мы носим на своей груди. В нашей душе должна быть обязательно утверждена память о нашем Спасителе, этот крест должен быть не только одет на нас, но и запечатлен в нашем сердце. Одежда, одетая сверху, эта одежда славы, в которую хочет нас одеть Господь. Но в эту одежду одевается не наше бренное тело, а наша душа.
И еще есть одна самая главная тайна. Господь снисходит в утробу Пресвятой Богородицы не только для того, чтобы ее освятить, не только для того, чтобы соединиться с ней, но снисходит для того, чтобы соединиться с каждым из нас с вами. После Благовещения пречистая плоть Господа нашего Иисуса Христа, как бы ткется во чреве Пресвятой Богородицы. И совершается это для того, чтобы нас с вами сделать ее причастниками. Вы сегодня будете причащаться Тела и Крови Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, того Тела и Крови, которые Господь воспринял от Пресвятой Богородицы. Есть такие замечательные слова: «бысть чрево Твое святая трапеза». С этой трапезы, дорогие причастники, мы будем сегодня насыщены того, чего не знают другие люди на земле, того, что действительно насыщает наше существо. Мы все чего-то ищем на земле, чего-то ждем, к чему-то стремимся: кто-то славы, удобства, комфорта, больной ищет исцеления. Но все это не насыщает нас с вами. А вот когда мы принимаем внутрь себя Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, тогда только насыщается наша душа, только тогда мы входим в вечную радость Божественной любви.
Дай Бог, чтобы мы все сегодня приобщились к этим тайнам и к тем, которые я не могу изречь по своему недостоинству. Дай Бог, чтобы мы все до причастия успели приготовиться принять внутрь себя Тело и Кровь Сына Божиего, воплощение Которого мы сегодня празднуем. Аминь.