Протоиерей Андрей Ефанов
Господь вошел в Иерусалим ради спасения человеков. Но что иерусалимляне считали спасением, чего они ожидали от Мессии? Земных благ и мирового Господства. Не получив желаемого, жители Иерусалима с легкостью отвергли Того, Кого за несколько дней перед этим прославляли и встречали как Спасителя.
Все чудеса, которые совершил Господь, иудеи справедливо оценили как знамение, как залог того, что в дальнейшем произойдет нечто большее. Они оказались правы в этом отношении, но ошиблись в более важном — что же должно последовать за таковым началом. А должно было случиться самое главное для людей — они должны были быть спасены для Царства Небесного. Об этом Господь неоднократно говорил, но ведь всегда мы слышим лишь то, что хотим услышать. Не свободу от Рима принес Господь, но свободу от греха, не просто мировое господство, но Царство Отца Небесного в дар, не обеспеченную жизнь, а жизнь вечную; все это казалось маловажным для иерусалимлян, поглощенных сиюминутными заботами.
Но в чем наше отличие от жителей Иерусалима? Так ли мы жаждем Царства Небесного, так ли хотим быть с Богом? Для нас очень часто Царство Небесное — не место богообщения, а средство избежать посмертных страданий. Если бы это было не так, мы бы стремились к молитве, а не понуждали бы себя помолиться. Старались всегда и во всем приблизиться хоть немного к Богу, а не так, как бывает зачастую: помним о Господе по нужде, понимая, что без Него мы ни на что не способны. Это не любовь, это страх перед правителем или судьей, подобное настроение не приближает нас к Богу, а лишь вызывает Его скорбь.
Еще в детстве мне приходилось слышать в проповеди одного благочестивого священника, что Господь, войдя в Иерусалим, Господь плакал о наших грехах. И сейчас мы, с ветками вербы в руках, но с сердцами, лишенными любви, можем лишь вызывать жалость, но никак не радость у Господа. Мы хотим от Бога многого: здоровья, мира, спокойствия, благополучия. Но очень редко кто из нас желает от Бога просто Его Самого. Даже причащаясь, мы так редко храним благодать Святого Причастия в себе. Разоряем этот непостижимый уму дар уже до вечера, а все потому, что для нас земное куда важнее небесного. А сколько людей за последние годы в России стали ходить в храм, но не нашли Бога, не обрели в своем сердце того, что могло бы их оставить в Церкви. Более этих людей в храме нет, и это тоже повод для скорби.
А ведь как все могло бы измениться, если бы мы однажды, в какой-нибудь день, осознали, что наша жизнь, лишенная единственно важной цели — богобщения — совершенно пуста, бессмысленна, что даже посещение храма, если оно не соединяет нас с Творцом, служит нам в осуждение. Тогда, взглянув на эту бездну пустоты, а затем. подняв свой духовный взор на Небеса, мы бы смогли, наконец, начать свою духовную жизнь, то восхождение от земного к Небесному, от тленного к нетленному, от сиюминутного к вечному. И лучше, чем сегодняшний день, когда позади дни Великого Поста, впереди Страстная седмица и Пасха, а нынче день, в который Господь входит в Иерусалим ради нашего спасения. Сделаем так, чтобы Господь вошел сегодня и в наши сердца!
Все чудеса, которые совершил Господь, иудеи справедливо оценили как знамение, как залог того, что в дальнейшем произойдет нечто большее. Они оказались правы в этом отношении, но ошиблись в более важном — что же должно последовать за таковым началом. А должно было случиться самое главное для людей — они должны были быть спасены для Царства Небесного. Об этом Господь неоднократно говорил, но ведь всегда мы слышим лишь то, что хотим услышать. Не свободу от Рима принес Господь, но свободу от греха, не просто мировое господство, но Царство Отца Небесного в дар, не обеспеченную жизнь, а жизнь вечную; все это казалось маловажным для иерусалимлян, поглощенных сиюминутными заботами.
Но в чем наше отличие от жителей Иерусалима? Так ли мы жаждем Царства Небесного, так ли хотим быть с Богом? Для нас очень часто Царство Небесное — не место богообщения, а средство избежать посмертных страданий. Если бы это было не так, мы бы стремились к молитве, а не понуждали бы себя помолиться. Старались всегда и во всем приблизиться хоть немного к Богу, а не так, как бывает зачастую: помним о Господе по нужде, понимая, что без Него мы ни на что не способны. Это не любовь, это страх перед правителем или судьей, подобное настроение не приближает нас к Богу, а лишь вызывает Его скорбь.
Еще в детстве мне приходилось слышать в проповеди одного благочестивого священника, что Господь, войдя в Иерусалим, Господь плакал о наших грехах. И сейчас мы, с ветками вербы в руках, но с сердцами, лишенными любви, можем лишь вызывать жалость, но никак не радость у Господа. Мы хотим от Бога многого: здоровья, мира, спокойствия, благополучия. Но очень редко кто из нас желает от Бога просто Его Самого. Даже причащаясь, мы так редко храним благодать Святого Причастия в себе. Разоряем этот непостижимый уму дар уже до вечера, а все потому, что для нас земное куда важнее небесного. А сколько людей за последние годы в России стали ходить в храм, но не нашли Бога, не обрели в своем сердце того, что могло бы их оставить в Церкви. Более этих людей в храме нет, и это тоже повод для скорби.
А ведь как все могло бы измениться, если бы мы однажды, в какой-нибудь день, осознали, что наша жизнь, лишенная единственно важной цели — богобщения — совершенно пуста, бессмысленна, что даже посещение храма, если оно не соединяет нас с Творцом, служит нам в осуждение. Тогда, взглянув на эту бездну пустоты, а затем. подняв свой духовный взор на Небеса, мы бы смогли, наконец, начать свою духовную жизнь, то восхождение от земного к Небесному, от тленного к нетленному, от сиюминутного к вечному. И лучше, чем сегодняшний день, когда позади дни Великого Поста, впереди Страстная седмица и Пасха, а нынче день, в который Господь входит в Иерусалим ради нашего спасения. Сделаем так, чтобы Господь вошел сегодня и в наши сердца!