В воскресенье Великого поста Церковь вспоминает торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, который Он совершил, чтобы показать, что Он истинный Царь Христов и идет на крестные страдания и смерть по Своей воле.

За шесть дней до еврейской Пасхи Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. За Ним следовало много народа. "И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их... Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их" (Мф. 21, 1-3).

Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, узнав, что в Иерусалим идет Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали по дороге, а другие резали пальмовые ветви с деревьев, несли их в руках и постилали перед Ним (в прежние времена с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами), И весь народ, сопровождавший и встречавший Господа, восклицал: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне Царь Израилев! Осанна в вышних!"

"Осанна", означающее "спаси, помоги (Бог)", было благожеланием всем, кто трудился для славы Божией и блага богоизбранного народа. Более всех достоин был этого приветствия Спаситель. "Осанна в вышних" - "да услышится на Небесах и да будет исполнено Господом наше благое пожелание". Словами "благословен грядый во имя Господне" (Пс. 117, 26) священники и жители Иерусалима встречали приходящих на праздники богомольцев. Более всего эти слова подходили Богочеловеку, идущему в Иерусалим добровольно пострадать и умереть для спасения падшего человека.

Когда Иисус вступил в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали: "Кто это?" А народ, сопровождавший Его, говорил: "Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского".

Иисус Христос, смотря на город, заплакал о нем. Он знал, что через несколько дней те, кто возглашает Ему "Осанна", будут кричать: "Распни Его!" И предрек, что Иерусалим, не познавший времени посещения своего, будет разорен, жители его перебиты или уведены в плен, а от храма не останется камня на камне.

Слова эти сбылись в 70-м году по Р.Х., когда в городе вспыхнул мятеж и римские воины под предводительством будущего императора Тита жестоко подавили его и разрушили храм; впоследствии землетрясение извергло из земли даже камни фундамента иерусалимского храма.

Название "Вербное воскресение" - чисто русское и объясняется тем, что пальмовые ветви (вайи) заменяются во время службы ветвями вербы как дерева, которое прежде всех деревьев распускается и дает почки. На Всенощной верующие стоят со свечами и веточками вербы, которые освящаются молитвой и окропляются святой водой во время службы.

Тропарь, кондак, величание.