Воздвижение Креста Господня... Удивительный праздник торжества Церкви, торжества Православия, торжества силы Божией, в немощи совершающейся, торжества вечной правды Божией, так часто несовпадающей с нашей ограниченной человеческой правдой. Удивительно и глубокого смысла исполнено и то, что день обретения и Воздвижения Креста Господня, бывший в другое время, приурочен ко Дню Освящения храма Гроба Господня и Воскресения Христова в Иерусалиме известному как Словущее Воскресение, т. е. как день, хотя и не воскресный, но имеющий славу Воскресения Христова, являющийся как бы Обновлением Христова Воскресения.

Это событие состоялось 13 сентября 335 года, а на следующий день мы отмечаем Воздвижение Креста. Удивительно, что исторически Крест предшествовал Воскресению, а в порядке наших праздников. Воскресение предшествует торжеству Креста. И это есть свидетельство величайшей силы Воскресения, превратившей страшное орудие позорной казни в знамение победы над смертью, в царственный венец Церкви, основанием которой является сам Господь наш Иисус Христос.

Некогда Иоанн Предтеча, вразумляя заносчивых и непокорных иудеев, гордившихся происхождением от Авраама, говорил, что Бог силен и из прибрежных камней иорданских создать детей Аврааму. И воистину это исполнилось на Животворящем Кресте Господнем. Неодушевленный предмет стал силою Божьей, Его Великой милостью подобен величайшим святым. Мы молимся ему, мы прославляем его, мы просим его помочь и поддержать в наших невзгодах.

"Радуйся, Живоносный Кресте! — восклицает Церковь, и просит его как бы одушевленное существо, как бы величайшего святого: "Спаси нас, Кресте, силою Твоею, освяти нас светлостью Твоею, драгоценный Кресте, и укрепи нас Воздвижением твоим" (стихиры на стиховне и на литии) "Крест — дверь райская, Церкви утверждение, оружие непобедимое, слава мучеников, украшение преподобных, царей держава, крепость праведных, священников благолепие, слепых наставник, немощных врач, воскресение всех умерших. Так прославляет Крест Церковь в стихирах на стиховне, поемых и в сам праздник Воздвижения, и в предпразднество, и в попразднество.

Что же делает Крест столь действенным орудием нашего спасения, если не то, что он есть Божественная слава Христа, орудие его победы над смертью. Только Божия Матерь более тесно сопряжена в этом мире со Христом, чем Крест. Во время Распятия Крест и Христос составляли как бы одно, так же, как Христос, будучи во чреве Божией Матери, составлял с Ней Одно. Не случайно, среда и пятница, дни, которые обычно считаются днями воспоминания Креста, есть и дни особого воспоминания Божией Матери. Второй канон на утрени среды и пятницы всегда посвящён Божией Матери, так же, как и три стихиры на Господи, возвах.

Связь Креста и Божией Матери проявляется в так называемых крестобогородичных, которые, как правило, заменяют обычные богородичные стихиры в среду и пятницу, и вершиной которых является Канон о Распятии Господа и плаче Богородицы, читаемый на малом повечерии в Великую пятницу. Значение Креста в том, что это единственный предмет, физически тесно связанный с Господом, который остался на земле. Телу Господа мы можем приобщаться только таинственно, под видом хлеба и вина, но Крест мы можем видеть и осязать. Крест, послуживший Христу главным орудием нашего спасения, остался нам как бы заместителем Христа, и мы, видя Крест видим и Распятого на нем, и вспоминаем все, что было совершено Им ради нашего спасения.

Обретение и Воздвижение Креста знаменовало собой завершение почти трехвековых гонений на христианство в Римской империи, трехвековых попыток истребить память о Христе из сознания людей. Сам Иерусалим, место страданий и Воскресения Господа, был переименован, сама Голгофа стала местом языческого капища. Но император Константин, главная победа которая была предзнаменована явлением на небе лучезарного образа Креста, решил обрести и сам Крест, на котором был распят Господь. Для этого он направил в Палестину мать свою Елену, которой удалось, хотя и не сразу, обрести на месте Распятия Господа, три Креста, которые были последовательно возложены на погребенного поблизости мертвеца. Дважды налагали найденные кресты на умершего, но результата не было, но, при наложении третьего Креста на мертвеца, он ожил. Так познался Животворящий Крест Господень. Событие это быстро разнеслось, и в Иерусалим, снова получивший своё историческое название, собрались несметные толпы. Многие из-за огромного стечения людей, не могли приблизиться к Кресту, и тогда Патриарх Макарий решил высоко поднять (воздвигнуть) и обратить на все стороны света Крест над толпой, чтобы все могли его видеть.

Так из случайного, казалось бы, события — необходимости показать Крест всему собравшемуся множеству людей, возник наш чин Воздвижения Креста. Крест был обретен еще при жизни царицы Елены в З26 году, и в календаре отмечена мало кому известная дата его обретения – 6 (19) марта.

Этот день почти всегда приходится на Великий пост, в седмичные дни которого полная литургия не совершается, и для придания значимости этому дню, чтобы он не исчез совсем из памяти Церкви, было установлено изнесение Креста для поклонения в 3-ю неделю Великого поста, получившей название Крестопоклонной. Когда же в 335 году произошло Великое Освящение храма Гроба Господня в Иерусалиме, к нему было приурочено и совершение Воздвижения Креста, чтобы подчеркнуть, что "ныне Крест воздвизается, и мир от прелести свобождается, ныне Христово Воскресение обновляется, и все концы земли радуются... ", как поет Церковь в одной из стихир на поклонение Кресту.

И ещё одно событие вспоминается в день Воздвижения Креста-его возвращение из 14-летнего Персидского плена вместе с Иерусалимским Патриархом Захарией. Император Ираклий, трудами которого Крест был возвращён, сам нес Крест в своем императорском облачении, но во вратах Иерусалима, внезапно остановился и не мог идти дальше. Тогда Патриарх сказал Царю, что не в таком блеске Христос нес Крест, но в уничижении поругания, и посоветовал царю, переодеться в рубище и, босому, нести Крест до Голгофы. Царь последовал совету Патриарха, и смог донести Крест до Голгофы и возложить его на свое место.

Церковь придает такое значение празднику Воздвижения Креста, как событию, восходящему в вечность, что приурочила к нему и великий день Преображения Господня, который стал отмечаться за 40 дней до Воздвижения. Праздник Воздвижения отменяет воскресную службу, когда он совпадает с недельным днем. Чтобы подчеркнуть значение праздника, суббота и воскресенье перед Воздвижением, называются Субботой и Неделей перед Воздвижением, даже когда на эти дни приходится двунадесятый праздник Рождества Богородицы, а воскресный день после Воздвижения называется Неделей после Воздвижения. Праздник имеет Предпразднество и восемь дней Попразднества.

Хотя Воздвижение Креста и является Всемирным торжеством Церкви, высшим знамением действительности Воскресения Христова, "явлением вечной правды, согласно которой страстью бесгрешного надлежало исцелить страсти осужденного и разрушить проклятие праведного осуждения неправедным осуждением праведника" (Догматик праздника Воздвижения), все же само это неправедное осуждение Праведника не может не вызывать в нас до скончания века покаянного чувства, ибо мы не можем не ощущать и собственной неправедности, если сколько-нибудь внимательны к себе. Поэтому праздник Воздвижения, независимо от того, на который день он приходится, остается днем постным.

Артемий Гилянов