П. К. Шатров

«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость»
(Пр. 15:1)

Когда Аттила (умер в 453 г .), предводитель гуннов, жестоко расправился со всеми городами Европы и дошел до Реймса во Франции, навстречу ему вышел городской епископ. Приблизившись к Аттиле, епископ спросил: «Кто ты, победивший столько царей и покоривший столько земель и городов?»

Аттила ответил: «Я царь гуннов, я бич Божий». Тогда епископ сказал ему: «Кто же может воспрепятствовать бичу Божиему? Приветствую тебя, Аттила, и так как ты бич Божий, то делай как Бог тебе повелел!»

Эти слова тронули жестокое сердце гунна, и он оставил город, не причинив никому никакого вреда. Кроткое слово епископа спасло город и его жителей.

Кротость — это подлинная скромность, в которой нет никакой гордыни. Она есть высшее геройство; сила, способная не только победить врага, но и нравственно возродить его, изменить, сделать другом; сила властная: она зло превращает в добро. Нет ничего могущественнее кротости. Как вода гасит сильно горящее пламя, так и слово, сказанное с кротостью, усмиряет гнев, воспламененный сильнее огня в печи. От кротости происходит двоякая польза: и сами мы обнаруживаем в себе кротость, и, успокоив раздраженный дух брата, спасаем от потрясения его рассудок. Именно тогда особенно нужно показывать кротость, когда мы имеем дело со злобными и враждебными людьми; тогда и открывается ее сила, тогда и сияют ее действенность, достоинство и польза.


Господь наш был укоряем, но Сам не укорял; тем и учит нас кротко и терпеливо обходиться с врагами нашими: укоряющим не отвечать укором и о злословящих не злословить, но или молчать, или без гнева и с кротостью отвечать праведное. Если Господь наш, и безгрешный, и укоряемый, не укорял, тем более мы, рабы его и грешники, должны делать это и Господу нашему подражать.