Люди часто бывают глупы и упрямы, эгоцентричны и нелогичны.
Все равно прощай их.

Если ты добр, люди будут обвинять тебя в том, что под маской доброты ты скрываешь корысть.
Все равно оставайся добрым.

Если ты добился успеха, тебя будут окружать притворные друзья и подлинные враги.
Все равно добивайся успеха.

Если ты честен и прям, люди будут обманывать тебя.
Все равно будь честным и прямым.

То, что ты строишь годы, кто-то разрушит за одну ночь.
Все равно строй.

Если ты спокоен и счастлив, тебе будут завидовать.
Все равно оставайся счастливым.

То добро, которое ты делаешь сегодня, завтра люди забудут.
Все равно делай добро.

Отдай миру самое лучшее из того, что у тебя есть, и мир попросит еще.
Все равно отдавай самое лучшее.
Друг мой, в конце концов, то, что ты делаешь, все равно нужно не людям.
Это нужно только тебе и Богу.


Мать Тереза (Агнесса Гонджа Бояджиу)

Мать Терезу называют святой, причем не только христиане. "В первой половине XX века путь борьбы с бедностью нам освещало служение Махатмы Ганди, а во второй — матери Терезы" — сказал премьер-министр Индии Индер Кумар Гуджрал. Индийская газета "Пайонир" тоже сравнивает ее с Ганди, говоря, что "первый сумел переделать страну, к которой принадлежал, по модели своей собственной личности, а вторая сделала так, что теперь Индия дорога всему миру". Президент Индии Нарайанан отметил, что мать Тереза, "хотя и принадлежала всей планете, была, однако, полностью индианкой, укорененной в духе нашей культуры... ее смерть — это огромная утрата для миллионов людей в нашей стране". Не случайно поэтому на 13 сентября, день ее похорон, в Индии был объявлен национальный траур.

Оплакивала ее вся страна, огромная и, казалось бы, далекая от христианства, причем оплакивает именно как женщину-апостола или "ангела-утешителя". Именно так назвал ее президент Индии.

Албанка, родившаяся 27 августа 1910 года в городе Скопье, мать Тереза впервые ступила на землю Индии в 18 лет, а в 1937 году дала вечные обеты. Названная в крещении Агнессой, в монашестве она приняла имя маленькой Терезы из Лизье, увидев в ней святую нового времени.

В 1948 году она навсегда снимает одежду западного покроя и надевает сари белого цвета с голубой полосой, по которому теперь почти всякий человек на Земле непременно узнает сестер из ордена Милосердия, и до 1964 года трудится в полной неизвестности, пока не попадает в поле зрения журналистов во время визита в Индию Папы Павла VI.

Великая труженица, она считала недопустимым проникновение в прессу информации о том, где именно и что делают ее сестры, в каких больницах и за какими больными они ухаживают и т.д.

Мать Тереза создала в Индии 160 благотворительных центров, включающих школы для бедных, бесплатные больницы, дома для прокаженных и безнадежно больных и т.п. Трудятся ее сестры в 126 странах, включая Россию, и живут в 550 домах, причем всегда там, где ситуация бесконечно сложна, например, рядом с приютами для умирающих и детскими домами, где живут дети с тяжелейшими нарушениями в области психики. Орден сегодня включает в себя не только монахинь, монахов и священников, но и мирян.

Мать Тереза не просто делала добрые дела, она видела в этом смысл христианства как личной встречи с Иисусом. "Если мы действительно, хотим молиться, — говорила мать Тереза, — мы должны сначала научиться слушать, ибо в молчании нашего сердца с нами говорит Бог. Нам надо иметь возможность увидеть, что такое молчание, научиться слышать Бога... Когда оказывается, что молиться нам слишком трудно, мы должны помогать друг другу делать это, а для этого необходимо молчание... Оно дает нам новый взгляд на все. Мы нуждаемся в молчании, чтобы научиться прикасаться к душам друг друга, ибо самое главное — это не то, что говорим мы сами, но то, что через нас говорит Бог. Иисус всегда ждет нас в молчании. Среди этого молчания Он нас услышит, там Он будет говорить с нашей душой, и именно там мы услышим Его голос. Внутреннее молчание - дело очень трудное, но нам необходимо пытаться его достичь, в молчании мы можем найти новые силы и истинное единство друг с другом. Сила Божия войдет в нас, чтобы все делать хорошо".

Вдумываясь в эти очень простые по форме, но на самом деле очень сложные слова, понимаешь, что духовность матери Терезы, ее отношение к молчанию и, прежде всего, все, что она думает о молитве, очень близко к тому, как ее понимают в православии. Иногда кажется, что она была знакома с поучениями преподобного Серафима, которого она очень почитала и считала небесным покровителем своих сестер, живущих в России, и старца Силуана, хотя, конечно, она их никогда не читала. Поэтому нет ничего удивительного в том, что во время поездки в СССР, входя в православные храмы, она почувствовала себя здесь не в гостях, а дома и сразу поняла, что находится не в близкой ей по духу, но все же другой - а именно в своей Церкви. Любовь к православию сочеталась в ней с огромным уважением к тому, что она увидела здесь. И это тоже естественно, ибо она всегда говорила, что любовь действенна только тогда, когда она связана с абсолютным уважением к тому, кого ты любишь или хотел бы любить.

Кто была она? Католичка? Формально да, хотя по сути своего служения она принадлежала всем. Нам, православным, не менее, чем католикам, а всем нехристианам, верующим и неверующим, — не менее, чем нам, христианам. Христос пришел ко всем, а не к одним только верующим. Христос умер за всех людей Земли без какого бы то ни было исключения. Жизнь матери Терезы, ее путь и служение, все ее "долгое земное плавание" только подтверждают это.


Священник Георгий Чистяков


Молитва матери Терезы