«Воля родителей, что воля Божия, лицо их — лице Божие.
Кто не чтит их, не покоряется им, отделился от них сердцем,
тот извратил свою природу, отпал и от Бога».
Свт. Феофан Затворник.
Семья, история своего рода, связь прошлого с настоящим, преемственность поколений и размышления о будущем – важная тема для каждого человека в отдельности, для государства и для всего общества в целом.
На одной из воскресных служб перед Рождеством Христовым при чтении Евангелия мы слышим долгое перечисление имен. Евангелие от Матфея (а с ним – и весь Новый Завет) открывается родословием Спасителя. В Евангелии книга родства надписана именем Богочеловека. И все эти упоминаемые имена земных предков Иисуса Христа показывают, что наш Творец и Спаситель, вписан в историю как Своего народа, так и в историю человечества. Вникаем ли мы, прихожане, внимательно в родословие Иисуса Христа?
Родословие Иисуса Христа, представленное в Библии - Евангелие от Матфея (Мф.1:1-16) и Евангелие от Луки (Лк.3:23-38) служит примером составления своей родословной каждому из нас.
Ещё во II веке сщмч. Ириней Лионский (130-202) говорил: «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим». Какие прекрасные слова! И тут невольно возникает вопрос, а кто же мы? Неблагодарные потомки? Иваны, не помнящие родства?..
Об истории рода, семейных отношениях, воспитании детей, о памяти и почитании предков размышляли учёные, философы, писатели и богословы во все времена.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), выступающий против искажения русской истории иностранными учеными-историками, сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
В своей книге «О семье и воспитании детей» святитель Лука (Войно-Ясенецкий 1877-1961) писал, что «Государство сильно, когда оно состоит из крепких, нравственно здоровых семей».
Наш современник преподобный Паисий Святогорец (1924-1994) говорил просто: «Единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир».
Первые сведения о происхождении племен, народов и отдельных семей отмечены уже в «Повести временных лет». С принятием христианства именно церкви и монастыри стали выполнять роль архивов. Первой архивной описью считается Ипатьевская летопись (конец XIII в.). Впервые понятие «родословная» в русском языке стало употребляться в 1499 году. Началом практической генеалогии в России считают родословные книги 40-х годов XVI века. При Петре I на Руси начали проводиться переписи населения, результаты которых вносили в «Ревизские сказки». Именно по ним сейчас можно обнаружить до 10-15-ти поколений прямых предков и других родственников, получить сведения об их жизни и быте того времени. Исследовательской работой по генеалогии занимались как профессиональные историки, так и любители, собирающие материалы по истории своей семьи. Обязательно составлялись синодики для домашнего молитвенного поминовения. В каждом сословии, даже в неграмотных крестьянских семьях знали и помнили, как звали прародителей до 7-го колена и даже глубже. Предания об истории рода бережно хранились и передавались из поколения в поколение.
Автор самой длинной родословной митрополит Сибирский и Тобольский преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков 1639-1701) сумел проследить историю своего рода, начиная от Адама и Евы.
В XX столетии священник Павел Флоренский (1882-1937) был одним из лучших генеалогов-исследователей, являя собою редкий образец собирателя истории своего рода. Отец Павел считал генеалогию своеобразной педагогикой и говорил: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода и считал, что только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества.
Без роду и племени
«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»
А. С. Пушкин (1799-1837).
На рубеже XIX-ХХ веков духовный статус российского общества находился на крайне низком уровне. Мировоззрение, отрицающее всё прошлое, в том числе и Бога, губительно сказалось на душах людей. В итоге изменились нормы поведения, порушились основы воспитания и вследствие этого исказились отношения между людьми. Наступил 1917 год. К власти пришли люди с больной, а зачастую и вовсе с мёртвой душой. Появилась агрессия, развились неприязнь, жестокость. Эпидемия духовной болезни распространилась на всю страну. Болезнь оказалась заразной, и вскоре население большой, нѐкогда могучей, славящейся традициями и культурными ценностями страны, заболело. В России «Шариковы» убивали людей, громили церкви, разрушали многовековой государственный строй, культуру, науку, истребляли всякую память о Роде, о Семье. С этого времени начался трагический период в жизни большинства граждан России.
А в это время молодое поколение уже не русских, но советских людей под звуки марша с энтузиазмом строило «новый мир» с непонятным названием «коммунизм», в котором «никто» хотел стать «всем». Вместе с одноклассниками и учителями мы, октябрята и пионеры, беззаботно шли на демонстрацию, бодро пели «взвейтесь кострами синие ночи…» и твердо верили, что «близится Эра светлых годов». Дружно шагая по центральным улицам нашего города, носящего имя главного террориста, мы вовсе не чувствовали той пронзительной боли, которую испытывало наше поруганное Отечество, святая наша матушка Русь, потому что совсем не знали историю своей страны, и что самое невероятное – не знали и не задумывались об истории своей семьи, своего рода! Целью устроителей «нового мира» как раз и было уничтожение памяти народа о своих предках, чтобы рос человек, как сорная трава «без роду и племени». Им удалось осуществить свой план. «Мы наш, мы новый мир построим», - задорно кричали они, и при этом, не задумываясь расстреливали своих соотечественников.
События 1917 года стали катастрофой для российской семьи. Прервалась связь времен.
«Путь к новой жизни — путь творческий и созидательный,
а не разрушительный и отрицательный, не превращение прошлого
с ушедшими от нас предками в tabula rasa».
Николай Бердяев (1874 – 1948)
Прошло более 100 лет. Сегодня мало кто из наших современников может вспомнить и назвать имена прабабушек и прадедушек, не говоря уже о более дальних поколениях родственников. В труде «Начертание христианского нравоучения» (1897) святитель Феофан Затворник пишет: «Семейство есть общество, которое под одним главою. Семейство - церковь. Он глава сей церкви. Пусть же блюдет чистоту ее. Наконец на нем лежит обязанность хранить семейные обычаи, общие и свои частные…». А далее святитель упоминает о предках и потомках: «Так между праотцами и внуками должны быть - у тех желательное радение, а у сих уважение, близкое к благоговению».
Изучая Святоотеческие Писания в воскресных школах, устраивая конференции, представляя доклады на педагогические, исторические и духовные темы, выполняем ли мы сами на деле эти мудрые наставления Святых Отцов церкви в своей личной жизни? Может ли каждый из нас сегодня восстановить память своих предков, написать историю своего рода? Оказывается, именно сегодня это сделать как раз и можно! Для поиска данных сейчас имеются все необходимые условия.
Архивы - база любого исторического исследования. На сегодняшний день существует Архивный фонд Российской федерации, в состав которого входят федеральные, муниципальные и ведомственные архивы. В 1987 г. стало возможным использование архивных документов в открытом доступе. В конце 1990-х годов впервые в архивной отрасли России был начат перевод традиционных описей в электронный формат.
Назову лишь несколько архивных источников, наиболее часто используемых для исследования рода:
Метрические книги; Ревизские сказки; Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.; Исповедные росписи; Брачные документы; Клировая ведомость; Посемейный список; Послужной список; Похозяйственные книги; Домовые книги.
Из личного опыта
Никакой человек, а тем более – христианин, не может и не должен быть равнодушен к жизни своей семьи. Для чего надо изучать историю своего рода? Чтобы радоваться достижениям предков, извлекать уроки из прошлого и не повторять ошибок своих предков, чтобы молиться о них, чтобы лучше знать историю своей страны.
Толчком к поиску сведений о моих предках послужила фотография из Костромской губернии начала XX века, обнаруженная на полке родительского шкафа несколько лет тому назад. На старинном фото в летнем саду запечатлена семья из 20-ти человек. Как выяснилось впоследствии, они оказались моими родственниками. Начались расспросы представителей старшего поколения, изучение старых семейных документов, почтовых штемпелей и текстов дореформенной русской орфографии на открытках и письмах из прошлого века. Затем были составлены подробные вопросники по каждой из персон на фото, и разосланы всем родственникам.
Так постепенно, по крупицам стала создаваться история семьи священника Иоанна Павловича Соколова (1858-1915), моего прадеда по линии отца – род Соколовы. Когда стало известно о датах его жизни, местах проживания и прохождения службы, появилась возможность исследовать и другие поколения предков.
Я обратилась с запросами в архив. Вскоре появились сведения о семье другого моего прадеда по линии отца и составлена родословная священника Сергия Михайловича Крылова (1873-1968) – род Крыловы. На основании выписки из метрических книг о бракосочетании моих прадедов стали известны отчества и девичьи фамилии прабабушек: Надежды Алексеевны Соколовой (урожденная Кроткова) и Феодосии Васильевны Крыловой (урожденная Флорова). Таким образом в родословном Древе появились имена, фамилии и должности их отцов; возникли еще две родословные линии моих предков – прапрадедов:
Кротковы - род священника Алексея Васильевича Кроткова (1835-?)
Флоровы - род священника Василия Андреевича Флорова (1822-1901).
В итоге: на основании полученных архивных справок удалось определить 4 рода кровных предков по линии отца и выявить родословные корни до 8-го поколения. Кроме того, составлены родословные росписи, где обозначены даты жизни, места проживания, должности и государственные награды родственников. Составлен синодик о упокоении на 197 имен. А ведь совсем недавно об этих родных людях мне ничего не было известно.
Размышляя над родословием Иисуса Христа в своём труде «О Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения…», святитель Феофан Затворник Вышинский показывает, как важно чувствовать свою принадлежность к роду, сообществу родных людей, которые жили до нас и продолжают пребывать в мире ином, молитвенно присутствуя и участвуя в нашей жизни сегодня:
«… дух и нравы предков держать в семействе и память об них передавать из рода в род» (Свт. Феофан).
На своем небольшом опыте я убедилась в том, что каждый христианин может восстановить и сохранить для следующих поколений историю своей семьи.
История мира — это история каждого из нас.