Архиеп. Верейский Амвросий

Сегодня, размышляя над смыслом нынешнего праздника, я перед богослужением вспомнил свои школьные годы. Тогда передо мной был пример взрослых. Взрослых, которые тоже доверили свою судьбу дыханию Духа Святаго. Потом, будучи ректором Петербургской духовной академии и всякий раз принимая экзамены, я спрашивал у абитуриентов: “Какова причина того, что вы решили поступать сюда, в духовную школу?” И очень часто они отвечали: “У нас был пример. У меня был пример отца-священника или священника-настоятеля моего храма”. То есть этот пример всегда увлекал и подвигал молодого человека задуматься над смыслом своей жизни, над тем, какое решение он примет. И он принимал решение, смотря на тот добрый пример в служении священнослужителя, который он видел перед своими глазами. А этот пример невозможно скрыть, он либо плохой, либо хороший; либо отталкивающий, либо привлекающий – среднего практически не бывает. И вот этот увлекающий пример подвиг многих из нас поступить в духовную школу и решить жизнь свою посвятить служению Церкви, день рождения которой мы праздновали вчера.

Таким был один священник в моей юности, их было несколько, но один из них некоторое время подавал пример своей простотой, своей молитвой. Он был неученый, не учился в семинарии, он был простым рабочим. А потом, поскольку в 80-е годы невозможно было найти достаточное число священников, да еще тех, которых бы допустил уполномоченный по делам религии к служению в храме, он был избран архиереем для служения. И пройдя небольшой искус на приходе, был рукоположен в священный сан. Но служил по-настоящему, истово. Он жил в церковном доме, где находилась его совсем маленькая келья. Там была еще одна проходная комната, проходя через которую можно было попасть в эту келью. В этой проходной комнате, приезжая на приход, я останавливался и жил какое-то время, и видел, что до самого позднего часа у него горел свет – он читал правило. Он раньше меня утром вставал и снова молился. Он был человеком не очень образованным, у него практически всегда была одна и та же проповедь. Он не очень красиво служил, с точки зрения эстетики, он плохо произносил слова, но он делал всегда это очень сердечно, самозабвенно, по-настоящему искренне.

В то время, как, наверное, и сейчас во многих приходах, священника часто приглашали в деревню для того, чтобы совершить соборование, потому что деревни были удалены, храмов было немного. И тогда в Великий пост собиралась вся деревня и священник совершал соборование, и причащал запасными Дарами тех людей, которые не могли сами прийти в храм. Очень часто приглашали священника для того, чтобы в этих деревнях совершить чин отпевания усопшего христианина. И вот однажды я стал свидетелем настоящего чуда. Мы пробирались по деревне, была дождливая погода, дорогу развезло, мы еле продвигались в сапогах по грязи. И тут мы увидели процессию, которая направлялась навстречу нам. На телеге везли умирающую женщину. Врач до неё не смог добраться и ее везли к нему. Я, конечно, в то время не мог понять, что с ней случилось, я не медик, да и тогда не задавался этим вопросом. Некоторые предполагали, что у нее был инфаркт или инсульт, она была совершенно обездвижена уже второй день. Она только лишь дышала и не реагировала ни на какие звуки или прикосновения. Люди увидели, что по деревне идет священник и подъехали к нему. Я находился рядом с ним и видел, что происходило дальше. Они подъехали к нам на этой телеге, рассказали с плачем о своей беде, и он неожиданно стал читать молитву о болящей. И он стал молиться своими словами об исцелении этой женщины. Наверное, об исцелении, потому что я не слышал, о чем он молился. Это было так просто, естественно. Но в конечном итоге он подошел к ней, взял ее рукой, потрепал за нос. И вдруг она открыла глаза, встала и пошла своими ногами домой. А потом, часа через два, когда мы в другом доме совершили отпевание умершей, мы пришли в дом чудесно исцелённой и она угощала нас приготовленным обедом. Это было воистину чудо. Прямо как в Евангелии. Чудо, которое совершает Бог через любящих Его людей, силой Духа Святого.

Дух Святой действует не как-то очень образно, сказочно. Он постоянно действует в нашей жизни. Мы лишь должны научиться видеть, замечать это Его действие. И не приписывать то, что происходит в нашей жизни, своим заслугам, своим талантам, а относить все это к действию Духа Божия, Который дает нам эти таланты, Который умножает, освящает и действует ими в мире так, как мы сами бы даже не могли себе предположить. Священник этот не был идеален, и даже, может быть, в какой-то момент Господь дал ему такие обстоятельства, которые смирили его сердце. Сейчас ему уже далеко за восемьдесят, и он служит, насколько может, в монастырском храме и единственным желанием его жизни остается – как можно дольше служить. Даже не жить, не что-то иметь в этой жизни, потому что он все уже видел и все, что можно было, потерял. Служить Литургию – это самое главное его призвание, и этим он живет. И пусть он делает это не совсем понятно, неказисто. Но он живет этим. Ведь и святитель Иоанн (Максимович) Шанхайский, который и дикцией плохой обладал, и внешний вид имел юродивого, но сколько жизней спас в духовном смысле и самом прямом, физическом смысле! Тысячи людей спас от неминуемой гибели, потому что доверил жизнь свою Духу Святому, и несмотря на свои физические или какие-то иные недостатки, он соделал величайшее дело в своей жизни. Я желаю в этот день, чтобы каждый из нас направлял свою волю к тому, чтобы паруса своей жизни, паруса своей судьбы доверять дыханию Духа Святого.