Денис Каменщиков



В глубине души Сережа не верил, что папе дадут отпуск летом. Уже который год случалось так, что в самый последний момент начальство переносило папин отдых с лета на зиму. Тогда папа, придя с работы, прямо с порога говорил: «Солнце светит и палит — в отпуск едет замполит; на дворе январь холодный — в отпуск едет Ванька взводный». Мальчик понимал из сказанного лишь то, что отпуск переносится на январь и поехать куда-нибудь летом всей семьей не получится… Но в этот раз папа, придя с работы и разуваясь у порога, вместо того чтобы произнести свою пословицу, протянул Сереже сложенную прямоугольником дорожную карту. Это могло означать лишь то, что они, наконец, отправляются всей семьей в долгожданное путешествие. Еще зимой было решено, если представится возможность, поехать на машине по святым местам. Сережа полгода мечтал об этой поездке. И вот его мечта начала сбываться.

Карта оказалась особенной. Сверху было написано: «Паломнические маршруты», саму карту во всех направлениях прорезали разноцветные дороги; то широко разливаясь, то вытягиваясь в ниточку, синели реки. Города на карте обозначались маленькими точками, зато монастыри были изображены крупно и заметно. После ужина Сережа с папой, разложив карту на кухонном столе, принялись разрабатывать маршрут. Решили обязательно заехать в Троице-Сергиеву Лавру, Дивеево и Оптину пустынь, а по пути побывать еще в десяти – пятнадцати небольших монастырях.

На следующий день они отправились в гараж и, выгнав машину, проверили уровень масла в двигателе и давление в колесах (одно колесо даже пришлось подкачать). Затем погрузили в багажник палатку и удочки, топор и чугунный котелок, чтобы готовить на костре еду. Таким образом, все оказалось готово к путешествию — осталось купить продуктов, и можно было отправляться в дорогу.

***

Почти неслышно работал мотор. Машина неслась по пустой утренней трассе навстречу восходящему солнцу. Родной город остался позади. Сережа сидел на заднем сиденье, глядя на мелькающие за окном деревья.

— Краски не забыл? — полуобернувшись, спросила мама.

Мальчик мотнул головой и показал пластмассовую коробочку с красками. Дело в том, что вчера вечером совершенно случайно на одном из сайтов он обнаружил объявление о начале конкурса детского рисунка. До первого августа на сайт можно было присылать рисунки храмов. Жюри, в состав которого входил даже епископ и один художник с мировым именем, будет оценивать работы. Ежедневно на сайте можно будет видеть промежуточные итоги конкурса, а победителя объявят 1 августа. Сережа, который немного увлекался рисованием, решил из интереса поучаствовать в конкурсе, тем более что натуры для рисования будет более чем достаточно. О своих художественных способностях он имел нелестное мнение и не очень-то верил, что на его рисунки обратят внимание.

— Штурман, что у нас там прямо по курсу? — спросил папа, глядя в зеркало заднего вида.

Сережа развернул карту и, поводив по ней пальцем, ответил:

— Троице-Сергиева Лавра, 640 километров.

***

Кирилловы путешествовали уже две недели. В крупных монастырях они останавливались в гостиницах, а если гостиницы при монастыре не было или ночь заставала их на середине пути — разбивали палатку в лесу, варили на костре ужин и ночевали на природе, чтобы с рассветом снова отправиться в путь. Несколько раз они сбивались с дороги, дважды у них ломалась машина, один раз ночью поднялся ураган, и палатку снесло ветром. Но все были счастливы, особенно Сережа. За это время он научился сам ставить палатку, быстро и безопасно разводить костер и варить вкусную уху из собственноручно наловленной рыбы.

В каждом монастыре, где им удавалось побывать, мальчик, подолгу сидя с кистью, красками и листком бумаги, рисовал храм. Какие это были храмы! Сережа вспоминал родную церковь, и она казалась ему такой некрасивой и маленькой по сравнению с исполненными святынями монастырскими соборами. Золотые купола, древние иконы, мощи великих святых! Дома, в родном храме, все было — как теперь казалось Сереже — очень скудно.

Когда удавалось добраться до Интернета, мальчик отсылал фотографии своих рисунков на конкурс. В очередной раз выйдя на сайт, он заметил, что его работы появились в первой двадцатке конкурсантов. Это было неожиданно и очень приятно.

В один из дней они ехали по лесной холмистой местности. На обочине Сережа заметил синий указатель: «Крестовоздвиженский монастырь, 2 км». Дорога уходила вправо, за поворотом стена леса расступалась, и впереди, на поросшем лесом холме, показался чудесный монастырь с белыми стенами и такими же белыми храмами. У мальчика от восхищения перехватило дыхание. Даже всегда сдержанный папа невольно прильнул к лобовому стеклу. Монастырь казался каким-то неземным, будто парящим в воздухе над сине-зеленым лесом. Кирилловы успели как раз к началу Литургии. В полупустом храме строго и величественно пел монастырский хор. Из окошек струился серебристый свет. После службы Сереже казалось, что он побывал на небе. Мальчик решил обязательно нарисовать монастырь и, устроившись у подножия холма, трудился над этим весь день до вечера. Рисунок получился замечательным. Даже папа, который считал рисование и вообще всякого рода творчество делом пустым и несерьезным, одобрительно кивнул. По условиям конкурса рисунку нужно было дать название, которое тоже будет оцениваться. Недолго думая мальчик назвал свое произведение «Воздушный монастырь».

На следующий день в городе Сережа отправил фотографию рисунка на конкурс и, выйдя вечером в Интернет, увидел в шкале оценок: 5-е место — «Воздушный монастырь», Сергей Кириллов, 12 лет.

Рисунок продержался на пятом месте четыре дня, затем даже поднялся на второе и, пробыв там день, снова спустился на пятое. Это был серьезный успех. Сереже рисунок все больше и больше нравился. Сравнивая его с произведениями других ребят, он находил в их работах много недостатков, и через какое-то время уверился, что «Воздушный монастырь» достоин и первого места в конкурсе. Однако жюри считало иначе, и рисунок выше второго так и не поднялся.

«Ладно,— подумал мальчик,— я вам докажу, что рисую лучше других». Он решил во что бы то ни стало занять первое место. Нужен был новый рисунок, который мог превзойти все прочие. Но для этого была необходима какая-нибудь оригинальная натура. Сережа понимал, что рисунок обыкновенного храма, даже выполненный очень хорошо, почти не имеет шансов выйти на первое место. Мальчик начал искать что-то необычное.

Семейное путешествие тем временем продолжалось. Каждый день встречались великолепные храмы и монастыри, но все было не то, все не годилось для задуманной цели. Теперь храмы казались Сереже какими-то неуклюжими, слишком простыми. Даже стоя на службе, он непроизвольно умудрялся отыскивать в иконостасе или фресках «изъяны и несовершенства».

И вот, наконец, нужный храм отыскался. Кирилловы ночевали в каком-то селе у местного священника. Батюшка, увидев Сережины рисунки, заинтересовался его творчеством и подсказал, что в здешней глуши, километрах в десяти вглубь леса, есть восстанавливающийся монастырь с полуразрушенным храмом уникальной архитектуры. Сережа уговорил родителей незамедлительно отправиться туда. Кирилловы блуждали по лесным дорогам до вечера, несколько раз застревали в грязи, но монастыря не нашли и, разбив палатку, остались ночевать в лесу. Рано утром следующего дня Сережа проснулся от колокольного звона. Монастырь оказался совсем рядом, но скрывался за густым лесом.

Монастырский храм был, действительно, великолепен. Он стоял над обрывом, полуразрушенный, с растущими на крыше березками и напоминал дряхлого, но не сломленного жизненными невзгодами старца. Рядом виднелась переоборудованная из часовни церквушка с синим куполом. Внизу под обрывом текла река с поросшими камышом берегами. Это было то что надо, и Сережа тут же взялся за работу. Спустя несколько часов рисунок был готов. В нем было много иносказательного: и река, по мнению Сережи, напоминала реку времени, и полуразрушенный храм был свидетелем ужасной трагедии, и новая церквушка говорила о нынешнем возрождении церковной жизни. Мальчик назвал рисунок «Возрождающаяся святыня». Сфотографировав, он отослал его на конкурс, и через несколько дней вышел на сайт. Однако ни на первом, ни на втором, ни даже на третьем месте «Возрождающейся святыни» не оказалось. Рисунок болтался где-то месте на двадцать седьмом. Сережа едва не расплакался и решил сначала, что произошло какое-то досадное недоразумение. Не может быть, чтобы жюри, в состав которого входил даже художник с мировым именем, не оценило по достоинству его работу. Однако выше двадцать пятого места рисунок так и не поднялся.


***

Кирилловы вернулись домой. В воскресенье Сережа отправился в храм. С собой он нес привезенные из паломничества подарки. Показалась родная церковь. Мальчик остановился. Какой красивый у них был храм! Только сейчас, объехав полстраны, он понял это. После службы Сережа сходил домой за красками и, устроившись на скамейке, за десять минут нарисовал церковь. «Скорее всего,— думал он,— этот художник с мировым именем даже не обратит внимания на мой рисунок. Но пусть знают, что есть на земле такой замечательный храм». Рисунок получился каким-то необыкновенно теплым и светлым. Сережа назвал его «Не за тридевять земель». Затем сфотографировал и отправил на сайт.

Наступило первое августа. Мальчик решил узнать, кто стал победителем конкурса. Включив компьютер и открыв сайт, он посмотрел, кто занял первое и второе место, а на третьем с удивлением прочитал: «”Не за тридевять земель”. Сергей Кириллов, 12 лет». В тот миг Сережа вдруг понял, что совсем не важно, какое место занял твой рисунок. Главное, что изображенный на нем храм самый родной и лучший на свете!


Рисунок Федора Гаазе