Самая древняя русская летопись рассказывает, что весной 988 года всё население города Киева торжественно крестилось в водах реки Днепр. Весной 1988 года исполнилось тысяча лет с тех пор, как произошло это событие.
Ещё за несколько веков до этого времени христианская проповедь доходила до тех земель, которые потом стали Русью. Есть предание, что во времена апостолов, христианство распространилось на берегах Чёрного моря, где было много греческих колоний. В летописи сохранилось сказание, что апостол Андрей поднялся по Днепру до той горы, где потом был построен Киев, поставил там крест и предсказал, что тут будет великий город.
Во время преследования христиан римскими властями, в крымских каменоломнях работали сосланные туда христиане. Там их нашел святой епископ Климент, когда он сам был сослан в 988 году.
В 4-м веке христианство проникло к хозарам, жившим в южной России, от Кавказа и Волги до Днепра. В Хозарском царстве жило много славян и, вероятно, многие из них тоже обращались в христианство. Известно, что в городе Суроже, в Крыму, в 8-м веке был православный епископ.
В 9-м веке христианство стало распространяться среди славян благодаря трудам святых братьев Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий были сыновьями греческого губернатора города Солуни (Салоники) и с детства хорошо знали славянский язык, так как в окрестностях города жило много славян. Братья получили отличное образование при византийском императорском дворе, вместе с будущим императором. Некоторое время они занимали государственные должности, но потом оба ушли в монастырь. В 862 году патриарх послал святых Кирилла и Мефодия проповедывать христианство к болгарам и другим славянам. Перед тем, как отправиться в дальний путь, братья составили славянскую азбуку, прибавив особые знаки для тех звуков, которые не существовали в греческом языке и перевели Новый Завет на славянский язык. Благодаря их трудам, славяне с самого начала могли учиться православной вере на своем родном языке. Приезжали в Киев и другие миссионеры из обращенной в христианство Кириллом и Мефодием Болгарии. И они проповедывали и совершали богослужение на понятном славянам языке.
В конце 9-го и в начале 10-го века в южно-русских городах были построены первые церкви. Христиане были и среди воинов, составлявших княжеские дружины, и среди русских, торговавших с Византией. В договоре Князя Игоря с греками его дружина уже делится на "крещеную" и "некрещеную" (945 г.).
Первой киевской княгиней, принявшей христианство была Ольга, правившая Русью во время малолетства сына своего Святослава. По преданию, крестилась она в Византии в 955 году. Крестным отцом ее был император, а таинство крещения проводил патриарх. Сын Ольги, Святослав, не принял христианства, но во время завоевания христианской Болгарии он пощадил духовенство и не тронул церквей. Из Болгарии в Киевскую Русь приезжали православные священники, чтобы служить в уже существовавших церквах.
Святой князь Владимир был воспитан своей бабушкой Ольгой, которая и подготовила его к принятию христианства, но первые годы своего княженья он оставался язычником. В Киеве и во всех городах стояли идолы, которым приносили жертвы. Но существовали и христианские храмы, и богослужения совершались свободно.
По летописному рассказу, в 986 году к князю Владимиру прибыли в Киев магометане, иудеи и христиане из Рима и Византии. Каждый убеждал князя принять его веру. Князь Владимир выслушал их всех, но не принял никакого решения. В следующем году он послал послов в разные страны, чтобы познакомиться с их религиями. Вернувшись, послы рассказали, что наибольшее впечатление на них произвело богослужение в храме Святой Софии в Константинополе. По их словам, они не знали, " на земле они или на небе". Князь Владимир решил тогда принять христианство из Византии.
В это время, в 987 году византийские братья-императоры просили князя Владимира оказать им военную помощь. Владимир согласился при условии, что они выдадут за него свою сестру Анну. Анна боялась и не хотела ехать в дальний, чужой, языческий Киев и выходить замуж за язычника. Князь Владимир с войском в 6000 человек отправился на помощь Византии и одержал победу над врагом, но братья-императоры все еще медлили с отъездом Анны.Тогда Владимир осадил богатый греческий город Херсонес в Крыму и, после долгой осады, взял его. В Херсонес наконец и приехала царевна Анна. Князь Владимир крестился, обвенчался с Анной и потом, вместе с ней и с многочисленной свитой мирян и священников, вернулся в Киев.
Весной 988 года Владимир велел собрать всех киевлян на берегу Днепра. Он звал прийти "всех, кто ему друг", а Владимира киевляне очень любили. Взрослые входили в воду, держа детей на руках. Священники стояли на берегу, читали молитвы, давали имена крестившимся. Князь Владимир молился и благодарил Бога за просвещение своего народа.
С крещением в жизни князя Владимира произошла большая перемена. Он не хотел больше воевать и поднимал меч только для защиты своего государства. Ему стало тяжело казнить смертью даже разбойников и преступников. На широком княжеском дворе он стал устраивать по праздникам угощение для всего народа, а больным велел развозить по домам хлеб, мясо, квас и мёд. Ему хотелось, чтобы на Руси не было больше ни нищих, ни голодных. По его желанию, и в других городах всем больным и старикам выдавалась одежда и пища, а если они могли прийти за ними, то это им развозилось по домам.
Народ не понимал проповеди греческих священников, и Владимир устроил училище, где мальчики обучались, чтобы стать русскими священниками и проповедниками. В его дворце была открыта школа, в которой учились все его сыновья и будущий киевский митрополит Иларион. Вместе с христианством на Русь пришли письменность и книги. В то время книгопечатания ещё не существовало и книги переписывались от руки. Перепиской и переводом книг занимались монахи.
Первым киевским митрополитом был Михаил, грек или болгарин. Он много потрудился над распространением христианской веры, был кроток и смиренен, много ездил по всей Руси. Кончину его в 992 году все горько оплакивали. Первым русским, ставшим киевским митрополитом, был Иларион, выдающийся оратор и писатель.
Под влиянием христианства жестокие языческие нравы стали смягчаться, потому что Церковь принесла учение о любви и милости. Многоженство было запрещено и это укрепило семейную жизнь.
Побывав в Византии, увидав красоту и блеск этого города, Владимир стал звать в свою страну не только учителей и проповедников, но и художников и мастеров. В Киеве был построен храм по образцу византийских церквей, украшенный цветным мрамором и мозаикой. Этот храм назывался "десятинным", потому что Владимир давал на содержание церкви десятую часть всех своих доходов. Строились храмы и в других городах.
Киевская Русь 10-го века вошла в семью европейских христианских народов. Киевские князья породнились с королевскими семьями других стран. Появилось в Киеве книжное ученье, развилась архитектура, иконопись, появились первые литературные произведения. Город Киев поражал приезжих иностранцев своей красотой. Можно сказать, что с крещением Руси началась ее культурная и государственная жизнь.