По благословению настоятеля Спасо-Парголовского храма протоиерея Романа Ковальского, в конце августа 2025 года прихожане совершили паломническую поездку во Владимир, Суздаль, Боголюбово, Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и Хотьково. Наше пятидневное паломничество проходило под духовным окормлением протоиерея Александра Зелененко.

Прибыв во Владимир, мы отправились в пешеходное путешествие по городу вместе с замечательным гидом - Мариной Алексеевной Егоровой, сопровождавшей нас во время поездки.

Древний русский город Владимир в XII-XIV в. был столицей Великого княжества Владимирского.

Существует 2 версии о времени основания города Владимира: 990 и 1108 годы. По первой версии, основанной на поздней летописи, город был основан в 990 году святым равноапостольным князем Владимиром Святославовичем. Сторонником этой версии был академик Д.С. Лихачев. По второй версии основателем города стал правнук князя Владимира Красно Солнышко – князь Владимир Всеволодович, получивший в Святом Крещении имя Василий, а по деду со стороны матери, греческому императору Константину Мономаху, имя Мономах. По приказу Киевского князя Владимира Мономаха в 1108 году на левом берегу реки Клязьмы была возведена крепость, и образовалось поселение, ставшее во время княжения Владимира Мономаха, а затем его сына князя Юрия Долгорукого, опорным пунктом защиты Ростово-Суздальского княжества. Княжеской резиденцией стал Владимирский Георгиевский храм, сохранившийся до наших дней в измененном виде.

Владимир стал столицей Ростово-Суздальского княжества в 1157 году, во время правления князя Андрея Юрьевича Боголюбского. Князь Андрей родился и провел детские годы на Суздальской земле. Юность князя Андрея проходила во время междоусобной борьбы его отца- князя Юрия Владимировича Долгорукого за княжение в Киеве. Князю Андрею приходилось участвовать в усобице, во время которой он не только проявлял отвагу в сражениях, но и неоднократно пытался примирить враждующие стороны. Он убеждал отца удалиться в Суздальские земли, а затем сам в 1151 году удалился в данный ему отцом удел – Владимир - на - Клязьме. В 1154 году князь Юрий Долгорукий стал правителем Киевского княжества и призвал сына, посадив его на княжеский престол в Вышгороде. Но вскоре князь Андрей самовольно покинул Вышгород, взяв с собою из Вышгородского женского монастыря чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Во время похода, за 10 км до Владимира, кони, перевозившие икону, остановились и отказались двигаться дальше. На этом месте князь Андрей со свитой расположились на ночлег. В сонном видении Пречистая Дева явилась князю с хартиею в руках и повелела принести Свой святой образ не в Суздаль, как он намеревался, а во Владимир. На месте явления Пресвятой Богородицы князь Андрей повелел построить церковь во имя Её Рождества и основать монастырь. Эта икона, получившая название Владимирская, сохранилась до нашего времени. А в память о явлении ему Пречистой Девы, князь Андрей повелел написать Её образ. Эту древнюю святыню – Боголюбскую икону Пресвятой Богородицы мы видели в экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

С 1157 года княжество получило название Владимиро-Суздальского, а Владимир стал его столицей. Во время правления великого князя Андрея Боголюбского во Владимире и Суздале было построено и благоукрашено множество храмов, некоторые из которых сохранились до наших дней. В 1158 году по повелению великого князя Андрея Боголюбского на месте сгоревшего деревянного храма, построенного Киевским князем Владимиром Святославовичем, был возведен каменный Успенский собор. Для строительства этого величественного храма князем Андреем были приглашены во Владимир лучшие русские мастера и европейские зодчие. Собор был построен за 2 года, но дважды: в 1185 и 1193 подвергался пожарам. В 1237 году, при нашествии на Владимир орды хана Батыя, Успенский храм был разграблен и подожжен вместе с семьей князя Юрия Всеволодовича и архиепископом Митрофаном. Погибшие в пожаре супруга князя, их сыновья, дочь, внуки и невестки были причислены к лику святых и почитаются, как Владимирские мученики. Через год собор был восстановлен и в нем начались богослужения.

Здесь были венчаны на великокняжеский престол Александр Невский и Димитрий Донской.

В 1412 году Успенский собор был вновь разграблен войсками орды.


После того, как центр государственной власти переместился из Владимира в Москву, Успенский собор начал приходить в запустение. Его восстановление началось только в первой половине XVIII века. К 1891 году были восстановлены старинные фрески Андрея Рублева, поставлен новый иконостас, обновлены образа.

В 1917-1920 г. имущество собора было национализировано, церковные ценности изъяты, а в 1926 г. здание собора передано губернскому музею. В 1944 году собор был вновь освящен и в нем стали совершаться богослужения. Сейчас собор находится в совместном пользовании Владимирского музея-заповедника и Русской Православной Церкви. Мы посетили Успенский собор и поклонились его святыням, среди которых мощи святого великого князя Андрея Боголюбского, князей Георгия (Юрия) Всеволодовича и Глеба Владимировича, списки с почитаемых икон Пресвятой Богородицы «Владимирская», «Боголюбская», «Максимовская».

Успенский собор включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Время расцвета Владимиро-Суздальского княжества пришлось на годы правления великого князя Всеволода Юрьевича Благосердого, прозванием Большое Гнездо. Благодаря одержанным победам, а также личным достоинствам, князь Всеволод смог прекратить междоусобные розни. Удельные князья прислали ему общую грамоту, в которой нарекли его отцом, благодетелем и господином, признав его своим государем.

При великом князе Всеволоде Большое Гнездо, в Святом Крещении Димитрии на княжеском дворе был построен Дмитриевский собор, освященный во имя его небесного покровителя – святого великомученика Димитрия Солунского. В возведении храма принимали участие греческие мастера. Крестово-купольный храм построен из белого каменного известняка и украшен искусной резьбой. Внешне он похож на церковь Покрова на Нерли. При освящении храма в 1197 году в него были принесены икона святого великомученика Димитрия Солунского и ковчег с фрагментом рубашки, окропленной кровью святого.

Как и другие храмы Владимиро-Суздальского княжества, Дмитриевский собор подвергался набегам и разграблениям войсками татаро-монгольской орды, и многочисленным пожарам.

В ходе реставрационных работ, проводимых впервой половине XIX века, были упразднены лестничные башни и галереи, которые являлись дополнительной опорой для перекрытий, что послужило появлению трещин.

В 1919 году храм был закрыт для богослужений. Ныне он является частью Владимирского музея-заповедника. Собор включен в список Всемирного наследия.

Затем мы посетили Богородице-Рождественский монастырь, основанный в 1191 году великим князем Владимирским Всеволодом Большое Гнездо. В этом храме 23 ноября (6 декабря по новому стилю) 1263 года состоялось отпевание и погребение великого князя Александра Невского. В 1724 году по повелению императора Петра 1 святые мощи благоверного великого князя Александра Невского были принесены в Санкт-Петербург. Но в храме во имя Рождества Пресвятой Богородицы сохранилась рака, в которой находится частица его мощей.

Мы побывали в Свято-Успенском Княгинином монастыре, основанном в конце XII, началеXIIIвека князем Всеволодом Большое Гнездо по просьбе супруги княгини Марии Ясыни, которая, тяжело заболев, пожелала посвятить себя служению Богу. Там она в 1206 году была пострижена в схиму с именем Марфа и через 18 дней отошла ко Господу. Её святые мощи почивают в Успенском соборе обители. Там же погребены её дочь Елена и сестра Анна, супруга князя Александра Невского Александра (в монашестве Васса), внучка Евдокия и невестка царя Иоанна Грозного Пелагия. В 1230 году князем Юрием Всеволодовичем в монастырь были принесены мощи святого мученика Авраамия Болгарского. Известно, что насельницей обители была дочь царя Бориса Годунова Ксения, в монашестве Ольга.

Со смотровых площадок мы полюбовались прекрасными пейзажами города. С интересом осмотрели его достопримечательности и памятники.


Во второй и третий день нашей поездки мы познакомились с христианскими святынями Суздаля и его окрестностей.

Город Суздаль был основан в конце X века. Став при князе Юрии Долгоруком центром Ростово-Суздальского княжества, утратил это значение в 1157 году, когда столица была перенесена во Владимир. В первой половинеXIII века Суздаль был столицей самостоятельного княжества. После образования Нижегородско-Суздальского княжества, его центром стал Нижний Новгород.

В 1392 году Нижегородско-Суздальское княжество вошло в состав Великого княжества Московского. Город неоднократно подвергался вражеским нашествиям, разграблениям и пожарам.

С XVI века Суздаль стал центром русского монашества. Из 11, действовавших в нем монастырей, сохранилось 5, которые мы посетили.

Александровский монастырь был основан в 1240 году святым благоверным князем Александром Невским и освящен в честь его Небесного покровителя – святого мученика Александра Римского, воина, принявшего мученическую смерть за Христа во время царствования императора Максимиана.

Святая обитель получала вотчины от сродников Александра Невского и именовалась Большой Лаврой. Множество осиротевших женщин и девушек становились её насельницами. Первоначальные постройки монастыря не сохранились, поскольку он пострадал от пожара в начале XVII века при нашествии польских войск. Обитель была упразднена в 1764 году при проведении императрицей Екатериной II секуляризации. До наших времен сохранилась Вознесенская церковь, построенная в 1695 году царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра 1. Во второй половине XVIII века вокруг обители была возведена ограда, стилизованная под оборонительные башни и Святые ворота с башней.

В 2006 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.

Далее мы посетили Свято-Покровский женский монастырь, основанный в 1364 году благоверным князем Андреем Константиновичем Нижегородско-Суздальским. В обители подвизался в качестве духовника сестер святой преподобный Евфимий Суздальский, предсказавший монастырю славу по всей русской земле.

Каменные постройки в обители начали возводить в 1510 году по повелению московского князя Василия III. Он пожертвовал личные средства на строительство Покровского собора, колокольни, Надвратного Благовещенского храма и ограды. Через 16 лет он сослал сюда свою супругу - великую княгиню Соломонию Сабурову, которая не смогла родить ему детей. В здании Надвратного храма сохранилась келья, в которой молилась опальная княгиня, принявшая монашеский постриг с именем София. После её кончины у гробницы стали происходить исцеления больных. В середине XVII века София Суздальская была прославлена Церковью в лике святых.

В XVI-XVII веках в монастыре находились представительницы знатных аристократических родов. Обитель посещали царственные особы, жертвовавшие деньги и вотчины. За счет богатых даров обитель процветала. В разные годы в монастыре подвизалась супруга царя Иоанна IV Анна Колтовская, впоследствии ставшая насельницей Тихвинского Введенского монастыря и погребенная там, почитаемая как царица Дарья. В Покровскую обитель царь Иоанн Грозный сослал свою невестку Евдокию Сабурову. В Смутное время в обители нашли приют супруга царя Василия Шуйского – царица Мария с дочерью царевной Анастасией. В 1698-1718 г. здесь жила, сосланная царем Петром 1, его первая жена - Евдокия Лопухина, принявшая в монашеском постриге имя Елена.

В 1923 году обитель закрыли, храмы разорили и разграбили. Строения монастыря использовались под квартиры.

С 1962 года в монастыре разместилась гостиница «Покровская» и помещения Владимиро-Суздальского музея. В 1992 году монастырь возвращен Русской Православной Церкви. В августе 1995 года были обретены святые мощи преподобной Софии Суздальской.

Суздальский Ризоположенский монастырь основан в 1207 году епископом Иоанном. Возведенные первоначально деревянные постройки не дошли до нашего времени. Существующий Ризоположенский собор построен в начале XVI века. Преподобненская колокольня, высотой 72 метра, была возведена в обители в начале XIX века.

Одной из настоятельниц обители была святая преподобная Евфросиния Суздальская, в миру княжна Феодулия Черниговская. Она стала чадом, вымоленным у Бога благочестивыми родителями. Её отец князь Михаил Всеволодович Черниговский был замучен в орде и прославлен в лике святых. Княжна Феодулия являлась нареченной невестой Новгородского князя Феодора Ярославовича, брата князя Александра Невского. Накануне свадьбы её жених умер. Феодулия приняла решение посвятить свою жизнь служению Богу, удалившись в Суздальский монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы. Там она приняла монашеский постриг с именем Евфросиния, в честь святой преподобной Евфросинии Александрийской.

Став настоятельницей обители, Евфросиния рядом с Ризоположенским монастырем построила Троицкий монастырь для «мужатых жен» - вдов, посвятивших себя служению Богу. Эта обитель была упразднена императрицей Екатериной II в 1764 году, а её строения перешли в ведение Ризоположенского монастыря. До нашего времени сохранились Святые ворота и башня бывшего Троицкого монастыря.

В 1923 году Ризоположенскую обитель закрыли. Её помещения частично были разрушены. 12 колоколов отправлены в переплавку. В сохранившихся помещениях были устроены квартиры для охранников политизолятора, находившегося в расположенном рядом, Спасо-Евфимиевом монастыре. В Ризоположенском соборе оборудовали электростанцию, а Святые ворота использовали, как склад горючего.

В 1999 году обитель возвращена Церкви. Главной святыней монастыря являются мощи святой преподобной Евфросинии Суздальской. Рядом с собором находится могила блаженной Марфы Сониной, которая в XVIII веке, подобно святой блаженной Ксении Петербургской, приняла на себя подвиг юродства Христа ради и 60 лет ходила по улицам Суздаля, утешая обиженных, укрепляя в вере унывающих и предсказывая грядущие события. Блаженная Марфа отошла ко Господу в 1808 году.

Затем мы посетили церковь святых благоверных князей Бориса и Глеба в Кидекше.

Церковь была построена великим князем Юрием Долгоруким в 1152 году недалеко от Суздаля, вблизи устья реки Каменки, рядом с его княжеским замком, который не сохранился до наших дней. Святые благоверные князья Борис и Глеб (в Святом Крещении Роман и Давид) стали первыми, прославленными на Руси святыми и почитались, как покровители княжеского дома.

Строительство каменной церкви в те годы было важным событием. Этот храм является древнейшим, из сохранившихся. Белокаменная, трехапсидная, четырехстолпная церковь, увенчанная одноглавым куполом, построена из тесанного мягкого известняка. В XVI - начале XVII века часть сводов церкви и её глава обрушились, их разобрали и заново уложили. Церковь перекрыли сомкнутым сводом с небольшой декоративной главкой. В этом виде храм сохранился до нашего времени. Внутренние интерьеры храма утрачены, за исключением небольших фрагментов фресок XII века. Церковь стала усыпальницей для сына князя Юрия Долгорукого – Бориса, умершего в 1159 году. Здесь же погребены жена князя Бориса – княгиня Мария и их дочь Евфросиния.


Вечером мы отправились на Всенощное бдение в Васильевский монастырь.

Обитель была основана в XIII веке на месте укреплений, сооруженных для защиты города. Старая деревянная церковь обветшала и в 1662-166 годах заменена каменным собором, освященным во имя святителя Василия Великого. После реформы Екатерины II, в 1764 году монастырь стал заштатным, и его закрепили за Ризоположенским, а затем за Свято-Евфимиевым монастырем. С 1916 года обитель стала женской, а в 1923 году её закрыли. Помещения монастыря использовали под склады.

В 1995 году монастырь возвращен Русской Православной Церкви.

Третий день нашего паломничества начался с Божественной Литургии в Спасо-Евфимиевом монастыре.

Обитель была основана в 1352 году Суздальско-Нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, защищающая город от врагов. Монастырь, первоначально называвшийся Спасо-Преображенским, был переименован в честь своего первого игумена -святого преподробного Евфимия Суздальского. Святой Евфимий с юных лет возлюбил Бога, и, посещая богослужения, всегда старался уединиться, чтобы не отвлекаться от молитвы. Однажды, внимая словам Евангелия: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.,16:26), он принял решение посвятить себя служению Богу и поселился в монастыре. Там он вел строгую монашескую жизнь, изнуряя плоть ношением вериг. Он был знаком и часто и беседовал со святым преподобным Сергием Радонежским. Став настоятелем Спасо-Преображенской обители, давал в ней приют нуждающимся и страждущим. От братии монастыря преподобный Евфимий требовал строгой дисциплины, запрещая разговоры в храме и трапезной, и приказывая, чтобы никто из них не имел своей воли и собственности. Он отошел ко Господу в 1404 году. В 1507 году его мощи были обретены нетленными и прославились чудесами.

До наших дней сохранились возведенные на средства, пожертвованные Великим князем Василием III, царем Иоанном IV, князьями Пожарскими, постройки XVI-XVII в.

Спасо-Преображенский собор построен в 1550-1560 г. В XVII веке он был расписан фресками знаменитыми мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным.

В 1764 году, после реформы, проведенной императрицей Екатериной II, монастырь закрыли. С 1766 года в его зданиях размещалась тюрьма для нарушивших церковные права – еретиков и сектантов. Здесь отбывали наказание декабрист Федор Шаховской, старообрядческие священники, а в 1900 году – основатель религиозного движения за трезвость Иван Чуриков. В советское время здесь был политизолятор. В нем содержался священномученик Петр, митрополит Крутицкий, а в 1940 году - военнослужащие Чешского легиона, среди которых был Людвиг Свобода. В годы войны в зданиях обители был устроен фильтрационный лагерь для лиц, попавших в плен. В нем находился немецкий генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс, капитулировавший под Сталинградом. В 1946-1967 г. здесь располагалась Воспитательная колония для несовершеннолетних, а с 1968 года – музей.

В 2006 году обитель возвращена Русской Православной Церкви.

Главной святыней монастыря являются мощи святого преподобного Евфимия, возвращенные в монастырь в октябре 2010 года.


На территории монастыря находится фамильная усыпальница князей Пожарских. В ней упокоен знаменитый представитель рода – князь Димитрий Иванович.

Далее мы посетили Боголюбово. Здесь, на месте чудесного явления ему Божией Матери, князь Андрей Боголюбский в 1155-1157 году построил церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основал город-крепость Боголюбов с мужским монастырем. По воле князя была написана икона Богоматери, которую нарекли Боголюбской. От неё произошло множество чудес и исцелений. После спасения Владимира от эпидемии чумы в 1771 году, был установлен ежегодный Крестный ход с чудотворным образом, который совершается и ныне.

Летом 17 июля 1174 года князь Андрей был вероломно убит. До настоящего времени сохранилось место его мученической кончины в лестничной башне княжеского замка.

После смерти князя Андрея, основанная им обитель неоднократно претерпевала набеги и разорения, но вновь восстанавливалась благодаря щедрым пожертвованиям именитых паломников. Духовный расцвет монастыря насупил в XIX веке, когда в обители были возведены новые постройки: колокольня, братский корпус, соборный храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери с приделами святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Новый собор освятил в 1866 году правящий архиерей святитель Феофан Затворник.

Последним настоятелем обители до её закрытия в 1923 году, стал святитель Афанасий Сахаров. Святыни монастыря были осквернены и разграблены. Многие из братии были убиты.

В 1992 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. В 1997 году он преобразован в Спасо-Боголюбский женский. Сегодня в нем проживает около 180 насельниц.


Покинув Спасо-Боголюбский монастырь, мы отправились к храму Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли.

Согласно преданию, князь Андрей Боголюбский приказал возвести этот храм в память о своем сыне Изяславе, погибшем в 1164 году во время победоносного похода Владимирского войска на Волжскую Булгарию. Церковь построена на насыпном холме, на берегу реки Нерли в 1165 году и освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, став первым Покровским храмом на Руси. Искусственный холм, на котором возвышается одноглавый белокаменный храм, сооружен из глины и булыжников и облицован снаружи белыми известняковыми плитами. Во время разлива реки он остается на небольшом островке среди воды, приближающейся к его стенам, украшенным красивой каменной резьбой, изображающей царя Давида, сидящего на троне, в окружении львов и птиц. Все три фасада опоясаны резьбой с изображением девичьих ликов, как символ Пречистой Девы Марии, заступницы и покровительницы людей. Внутренняя роспись храма не сохранилась. Украшавшие храм фрески были уничтожены в 1877 года во время реставрации.

В этом удивительном старинном храме мы вместе с отцом Александром молились о здоровье и благополучии наших близких.

Утром следующего дня мы отправились в Сергиев Посад.

По дороге посетили Гремячий ключ. Так называется находящийся в 20 км от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры святой источник, забивший по молитвам святого преподобного Сергия Радонежского. По преданию, однажды он остановился здесь по пути во Владимирские земли. Один из сопровождавших его учеников - инок Роман, впоследствии прославленный в лике святых, как преподобный Роман Киржачский, попросил преподобного Сергия помолиться о даровании воды. После молитвы из горы начали бить воды, стекающие вниз водопадами.


Воды этого источника, существующего и сейчас, имеют целебную силу. Народ назвал источник Гремячим ключом. С древних времен множество людей приходит сюда, чтобы испить из него и окунуться в целебные воды. Приходящие с верой и с молитвой, получают духовное и телесное исцеление.

Окунувшись в воды источника и испив воды, мы отправились в Гефсиманский Черниговский скит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Обитель носит название Гефсиманской, в памятьо Гефсимании, куда Спаситель уходил для уединенной молитвы. Скит расположен в 3 км от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он был основан наместником монастыря святым преподобным Антонием Медведевым по благословению святителей Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Филарета (Амфитеатрова) митрополита Киевского и Галицкого. Сюда в 1844 году из Лавры пришли несколько монахов, стремящихся к строгому отречению от земных благ, уединенной молитве и безмолвию. Они непрестанно молились, читая днем и ночью Священное Писание и Псалтирь. Насельники скита жили в пещерах. Основателем пещер был блаженный юродивый Филиппушка. Получив благословение на «копание погребка», он с 1847 года начал рыть пещеры, подобные пещерам Киево-Печерской Лавры. Ему помогали сыновья, принявшие впоследствии монашеский постриг. Затем к ним присоединились подвижники, каждый из которых рыл для себя пещерную келью. Была вырыта большая пещера, в которой устроили церковь во имя святого Архистратига Михаила.

Позднее, вырытые пещеры были укреплены кирпичами. Митрополит Московский Филарет благословил подвижников словами: « Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной».

Насельниками скита были люди, стремящиеся найти спасение в посте, молитве и уединенном жительстве. Женщины допускались в скит один раз в год в Праздник Успения Пресвятой Богородицы.

В XIX веке одним из насельников скита стал святой преподобный Варнава Гефсиманский.

Поселившись в скиту в 1857 году, он сначала нес послушание сопровождать паломников, а с 1866 года наместник обители благословил его быть «духовником и наставником народным». Господь ниспослал своему угоднику дары чудотворения и прозорливости. На исповедь и беседу со старцем Варнавой приезжали люди разных сословий изо всех уголков России. Ежедневно он принимал от 500 до 1000 человек. Иеромонах Варнава был духовным наставником Петербургского купца Василия Муравьева, будущего святого преподобного Серафима Вырицкого. В 1905 году к старцу Варнаве приезжал император Николай II с дочерьми.

17.02.1906 года преподобный Варнава удостоился блаженной кончины в алтаре перед Святым Престолом Божиим. Он был похоронен в пещерной часовне Иверской иконы Божией Матери. Множество чудотворений произошло по молитвам у могилы преподобного Варнавы. А из места его захоронения забил источник.

В 1995 году он был канонизирован Русской Православной Церковью.

Ныне его святые мощи почивают в храме Гефсиманского скита.

Гефсиманский скит прославился и своей чудотворной Черниговской иконой Божией Матери. В 1869 году по молитвам у этого образа исцелилась крестьянка, пребывавшая в параличе 9 лет. После её чудесного исцеления в обитель начали приходить страждущие и болящие паломники, многие из которых получили духовное и телесное исцеление.

В 1919 году Свято-Троицкая Сергиева Лавра была закрыта, и братия обители поселилась в Гефсиманском скиту. В 1924 году скит был упразднен и вместо него создана сельскохозяйственная артель. Затем помещения нижней церкви использовались под размещения клуба для глухонемых. В 1950 году на территории скита разместилось военное ведомство, некоторые строения были взорваны. В последующие годы, сохранившиеся помещения использовались колонией для несовершеннолетних, интернатом для слепых, интернатом для инвалидов Великой Отечественной войны, ПТУ для инвалидов. В соборе Черниговской иконы Божией Матери размещался склад.

С апреля 1990 года началась поэтапная передача сохранившихся помещений Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а в июле 1990 года в скиту поселились иноки.

Прибыв в Сергиев Посад, мы разместились в «старой гостинице» и отправились на вечернее богослужение в Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

А ранним утром следующего дня отправились в Свято-Троицкий собор на братский молебен, после которого поклонились мощам святого преподобного Сергия Радонежского. Затем за Божественной Литургией приобщились Святых Христовых Тайн.


В иконостасе Успенского собора сохранились древние святые образа, написанные иконописцем Симоном Ушаковым.

После завтрака в трапезной гостиницы мы отправились на экскурсию по монастырю.

В 1337 году пришедшие из Радонежа братья Стефан и Варфоломей, в поисках уединенного места для молитвы и духовных размышлений, поселились на холме Маковец, в 10 км от Хотькова. Здесь, среди леса, они поставили храм во имя Святой Троицы. Через некоторое время старший из братьев - инок Стефан ушел в Москву и поселился в Богоявленском монастыре. Младший брат Варфоломей, принявший монашеский постриг с именем Сергий, остался один. Узнав о подвижнике, к нему стали приходить иноки. Так была основана обитель, ставшая духовным центром русской земли и сыгравшая значительную роль в политической и государственной жизни Северо-Восточной Руси. Уже в средние XIV века монастырь стал опорой Московского княжества. Сюда приезжал князь Дмитрий Донской, чтобы получить благословение игумена Земли Русской перед Куликовской битвой. А иноки обители Пересвет и Ослябя мужественно сражались, укрепляя дух воинов. В этом монастыре принял Святое Крещение, вымоленный у Бога великим князем Московским Василием III,младенец Иоанн, ставший царем Иваном Грозным. И сам он впоследствии молился здесь, прося Помощи Божией перед сражениями и вознося благодарственные молитвы за одержанные победы. Во время Стрелецкого бунта нашли приютв монастыре царевна Софья Алексеевна с малолетними братьями, будущими царями Иваном и Петром. А семью годами позже царь Петр спасался в этой обители от сторонников сестры. Сюдав течение многих столетий приезжали на богомолье цари и простолюдины.

Монастырь неоднократно подвергался набегам и разграблениям. В 1408 году он был сожжен и разорен беклярбеком Золотой Орды Едигеем. В Смутное время выдержал 16-ти месячную осаду польско-литовских войск и был освобожден войсками Михаила Скопина-Шуйского. Обитель стала оплотом 2-го ополчения, возглавляемого Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым. А в 1618 году отразила нашествие войска польского королевича Владислава.

Став в XVIII-XIX в. одним из богатейших монастырей, Свято-Троицкая Сергиева Лавра была разграблена, поругана и закрыта в 1920 году. Её здания использовались под мирские цели. И даже после открытия обители в 1946 году, еще около 7 лет на её территории располагался Загорский педагогический техникум. Большую роль в возрождении обители сыграл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский), ставший настоятелем Лавры в 1946 году.

Мы помолились об упокоении Святейших Патриархов Московских и всея Руси Алексия I и Пимена у их захоронений в крипте Успенского собора.

В Трапезном храме помолились и приложились к святым мощам преподобного Максима Грека и святителя Антония (Медведева).

В Историко-археологическом музее Лавры мы осмотрели экспозиции с собранием древних икон, большинство из которых были пожертвованы Святейшим Патриархом Алексием I, годы учебы которого в Духовной семинарии были связаны со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Его трудами и молитвами восстанавливалась обитель после разорения и поругания в богоборческое время.

Среди собрания музея есть уникальные экспонаты: сандалии святого преподобного Сергия Радонежского, его деревянный потир, коллекция древних монет, среди которых, упоминаемые в Святом Евангелии лепта, статир и динарий. Привлекает внимание скульптура Спасителя.

Мы попрощались со Свято-Троицкой Лаврой.

Последним местом посещения в Сергиевом Посаде стал Архондарик святого преподобного Паисия Святогорца – музей, в котором находятся экспонаты, связанные с Афонским старцем Паисием, собранные игуменом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Киприаном Ященко.

В завершение поездки мы посетили Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь.

Эта древняя обитель впервые упоминается в начале XIV века. Изначально в неё принимались лица обоего пола. Сюда пришли и приняли монашеский постриг родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария. Здесь они завершили свою земную жизнь и были погребены. Некоторое время в монастыре подвизался и старший брат преподобного Сергия - преподобный Стефан. Отсюда он вместе с младшим братом Варфоломеем отправился искать уединенное место для молитвы и обрел его среди лесов на холме Маковец.

С XVI века монастырь был преобразован в женский и был передан в управление Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Подобно другим русским обителям, Покровский монастырь подвергался набегам, пожарам и разорениям. Но постепенно вместо деревянных построек на его территории начали возводить каменные. В XVIII веке были возведены Никольский и Надвратный, во имя Рождества Иоанна Предтечи, храмы. В 1816 году был освящен новый Покровский собор. Были построены корпуса богадельни с Надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского. Этот храм был освящен святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским, который проявляя заботу об обители, часто её посещал.

В XIXвеке в обители подвизалась затворница схимонахиня Мария. Она находилась в затворе около 29-ти лет.

К началу ХХ века в обители проживало около 350 сестер. Было хорошо развито золотошвейное и иконописное искусство, богослужебное пение. Насельницы занимались огородничеством, кружевоплетением, жемчужным и шелковым шитьем, прядильным делом. В 1884 году были открыты церковно-приходская школа и странноприимный дом. В связи с большим количеством паломников, приходивших в монастырь, вместо небольшого Никольского храма был построен собор в русско-византийском стиле.

В богоборческое время монастырь был закрыт и реорганизован в трудовую артель кустарных изделий. В 1932 году закрыли Никольский собор, разместив в нем ремонтные мастерские. В Покровском соборе обосновался химпромкомбинат. Святыня обители - мощи преподобных Кирилла и Марии были тайно скрыты насельницами у Покровского собора.

В 1960 году Покровский монастырь был взят под охрану государства, как историко-архитектурный памятник.

В 1989 году Покровский собор передали в ведение Московской Патриархии. В 1992 года святые мощи родителей преподобного Сергия были возвращены в собор, и началось возрождение древней обители.

Ныне восстановлены все 4 храма, келейные корпуса и другие строения. Насельницы занимаются иконописью и золотошвейным делом. При монастыре открыты воскресная школа и пансион для девочек-сирот.

Поклоняясь христианским святыням, осознаешь, насколько тесно история Русской Церкви связана с историей нашего государства. И это самое главное, полученное нами наследство, которое мы обязаны передать последующим поколениям.

Слава и благодарение Богу за всё!

Марина Гаталова
Использованы фотографии паломниц Раисы Ковалевой, Надежды Шипиловой, Александры Юстюженковой, Ирины Васильевой, Елены Зиминой, Виктории Сенчуговой, Марины Гаталовой и полученные из открытых источников.