«Обитель Святая - Печеры,
Предмет моей сладкой мечты,
где храмы, пещеры и горы -
все дивной, святой красоты!
Кресты в небе золотом блещут,
а главы, как стражи, стоят;
И чья здесь душа не трепещет?
И чьи здесь сердца не горят?»
(схиигумен Савва Остапенко)
По благословению настоятеля Спасо-Парголовского храма протоиерея Романа Ковальского 11-12 октября 2025 года прихожане совершили поездку к святым обителям Псковской земли, посетив Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Изборск, Рождества Богородицы Снетогорский монастырь и Феофилову пустынь. Духовное окормление паломников осуществлял протоиерей Кирилл Борисов.
Обитель, именуемая Феофиловой пустынью, которую мы посетили в начале нашей поездки, была основана в 1396 году монахами Феофилом и Иаковом, пришедшими на эти земли из Коневецкого монастыря. Через три с половиной столетия монастырь был упразднен по указу императрицы Екатерины II. Главный храм обители, освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы, стал приходским. В начале 20-х годов XIX века его посетил император Александр 1. Молясь у раки с мощами святого преподобного Феофила, царь получил исцеление от мучившего его недуга и пожертвовал деньги на строительство нового каменного храма. Храм освятили в присутствии императора Александра 1 в 1824 году. Главный престол был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, правый- в честь святого преподобного Феофила, а левый – в честь Небесного Покровителя императора, святого благоверного Великого князя Александра Невского. Со временем при храме была создана община сестер милосердия и амбулатория. Устроена дача для воспитанников - сирот Санкт-Петербургского Духовного училища.
Храм был закрыт в 1931 году. В его помещении размещался клуб.
В 1941 году колокольня храма использовалась советской армией как наблюдательный пункт.
К сожалению, ныне этот храм находится в разрушенном состоянии. В послевоенные годы местные жители разобрали его для своих хозяйственных нужд.

Святые мощи преподобных Феофила и Иакова и сейчас почивают под спудом в разрушенной Успенской церкви. А рядом построен новый каменный храм для возрожденной в конце 1990 года обители. Сейчас это женский монастырь.

Вместе с отцом Кириллом мы помолились в этом храме. А после трапезы отправились в путь.

Всех приходящих в Свято-Успенскую обитель, встречают Псково-Печерские старцы, памятник которым установлен рядом с входом в монастырь.
Точная дата прихода первых молитвенников, отыскавших нерукотворные, созданные Богом пещеры, и поселившиеся в них, неизвестна. По преданию это были монахи Киево-Печерской Лавры, бежавшие от набега крымских татар. Известно имя одного из них - святой преподобный Марк, называемый «начальным иноком Псково-Печерской обители. Его святые мощи почивают у входа в пещеры.
Согласно Летописи в конце XIV века (в 1392 году) сюда из Изборска пришли охотники – отец и сын Селиши. Они услышали несказанно прекрасное пение невидимого хора и ощутили необыкновенное благоухание, о чем рассказали, вернувшись домой. Изборские крестьяне начали селиться на этих землях. Земли, расположенные близ реки Пачковки, по жребию достались крестьянину Ивану Дементьеву. Однажды, при рубке леса, одно из деревьев упало, и под его корнями открылся вход в пещеру и надпись: «Богом зданные пещеры». Эту чудесную надпись впоследствии пытался стереть насельник монастыря - юродивый Варлаам. Но она появлялась вновь и вновь.
Официальной датой основания Псково-Печерского монастыря принято считать 1473 год, когда была освящена Успенская церковь, вырытая святым преподобным Ионой в песчаном холме близ ручья Каменца. Преподобный Иона (в миру Иоанн) подвизался в Ливонии, неся прослушание священника Георгиевского храма Юрьева-Ливонского. Из-за гонений со стороны немцев-латинян он вместе с семьей покинул Юрьев и поселился в Пскове. Вскоре он узнал о мучительной смерти за Веру Христову своего сослужителя - священника Исидора, который вместе с 72-мя прихожанами был утоплен в проруби реки Амовжи. Это событие сподвигло отца Иоанна прийти к «Богом зданным пещерам» и начать строительство церкви в песчаной горе. В этом ему помогала супруга Мария. Строительство церкви еще не завершилось, когда Мария заболела и, приняв монашеский постриг с именем Васса, отошла ко Господу. Отец Иоанн вместе с духовником супруги совершили её отпевание и погребение. Но гроб чудесным образом оказался на поверхности. После повторного отпевания и погребения гроб с телом Вассы неведомой силой был вновь поднят наружу. Тогда отцу Иоанну было открыто, что его супруга угодила Богу своей непорочной жизнью и добрыми делами, и потому не должна быть погребенной в земле. И ныне рака со святыми мощами преподобной Вассы находится у входа в пещеры. Там же находится и рака с мощами её супруга, принявшего монашеский постриг с именем Иона.

Время расцвета Успенского Псково-Печерского монастыря произошло при настоятеле преподобномученике игумене Корнилии. Корнилий,юных лет возлюбивший Бога, духовно возрасталв Псковском Мирожском монастыре. Здесь он обучился грамоте, иконописи и ремеслам. Побывав в Печерском монастыре, Корнилий принял решение посвятить себя служению Богу и принял монашеский постриг. В 1529 году он был возведен в сан игумена. В период его настоятельства многократно увеличилось число братии, были углублены пещеры и украшена обитель. В 1541 году возведен трапезный храм, освященный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вокруг обители была возведена каменная ограда с крепостными башнями и укрепленными воротами. В 1565 году построен и освящен во имя святителя Николая Мир Ликийского надвратный храм. Преподобный Корнилий обратил ко Христу языческие народы – сету и эсту. Обитель помогала сиротам, болящим и нуждающимся. Святым Корнилием написаны «Повесть о начале Печерского монастыря» и псковская летопись. В обители была собрана богатая библиотека. До наших дней дошел хранившийся в ней список XV века «Сказания о погибели земли русской».
Преемником преподобного Ионы стал иеромонах Мисаил, построивший на горе храм и кельи для насельников обители. Эти деревянные постройки были сожжены при нападении лифляндцев. Но при их попытке разграбить и осквернить пещерный Успенский храм, на кощунников из алтаря сошел огонь. Они в страхе прокинули обитель.
Неоднократно монастырь подвергался набегам, пожарам и разорениям. Братия обители находилась в бедственном положении. Только через 50 лет при настоятеле игумене Дорофее монастырь начал восстанавливаться. В 1521 году по заказу псковских купцов иконописцем Алексием Малым был написан святой образ Успения Божией Матери, прославившийся множеством чудес. В обитель на поклонение чудотворной иконе устремились паломники.
В 20-е годы XVI века при игумене Герасиме был принят общежительный устав по примеру Киево-Печерского.
Игумен Корнилий принял мученическую смерть за Христа. По преданию, по ложным наветам завистников, он был убит царем Иоанном IV - «от тленногосего жития земным царем предпослан к Небесному Царю». Дорога от ворот обители к Успенскому храму, по которой, раскаявшийся в содеянном царь Иоанн Грозный нес убиенного им игумена Корнилия, называется «Кровавой дорогой». Корнилий был погребен в пещерах. Через 120 лет его нетленные мощи были обретены, и перенесены в Успенский собор, где и ныне покоятся в медной посеребренной раке.
Из-за пограничного расположения обитель с середины XVI века стала защитной крепостью северо-западной Руси. Во время наступления на Псков войска польского короля Стефана Батория, иноки вынесли, к разбитой неприятелем у Благовещенского храма стене, икону Успения Божией Матери и враг отступил. Покровительство Пресвятой Богородицы неоднократно чудесным образом спасало монастырь от нападения врага.
В 1701 году по приказу императора Петра 1 обитель, подвергавшаяся многочисленным нападениям литовских и шведских войск, была укреплена земляным валом и глубоким рвом с водой. Монастырь стал общегосударственной крепостью. Только с заключением в 1721 году Ништадтского мира оборонная миссия Печерского монастыря завершилась.
Святыни обители спасли Псков во время Отечественной войны 1812 года. Когда появилась угроза захвата наполеоновскими войсками, в город были принесены из Печерской обители иконы Божией Матери « Успение» и «Умиление», а также хоругвь с изображением Спаса Нерукотворенного. Их Крестным ходом пронесли по городу, и Псков оказался в безопасности. В память этого события в Печерском монастыре по инициативе героя Отечественной войны 1812 года П.Х. Витгенштейна на месте Софийской башни был возведен храм во имя Святого Архистратига Божия Михаила.

По промыслу Божию святая обитель и её древние монастырские традиции были сохранены даже в богоборческие годы. 29 марта 1919 года монастырь был причислен к Ревельской епархии. А по Тартускому договору от 2 февраля 1920 года Печерская обитель была отнесена к Эстонии и оставалась там до 1940 года.
Во время Великой Отечественной войны монастырь оказался на территории, оккупированной немецкими войсками. В результате артиллерийских обстрелов были разрушены Братский корпус, Трапезная и стена Михайловского собора.
Восстановлением обители в послевоенные годы занимались архимандрит Пимен Извеков (будущий Патриарх Московский и всея Руси), бывший наместником с 1949 по 1954 г, и архимандрит Алипий Воронов, бывший наместником с 1959 по 1975 г.
При архимандрите Алипии в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен, которые пострадали после пожара 1688 года и разрушались.
Обитель, наряду со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, стала центром духовной жизни русской земли в послевоенные годы, прославившись молитвенными подвигами своих насельников. В 1945 году в Печерский монастырь пришли Валаамские старцы иеросхимонахи Михаил (Питкевич) и Лука (Земсков).
Прославлена обитель светильниками истинного благочестия своими старцами – архимандритами Иоанном (Крестьянкиным), Нафанаилом (Поспеловым), Адрианом (Кирсановым), Александром(Васильевым), Досифеем (Сороченковым), Феофаном (Молявкой),схиигуменом Саввой (Остапенко), иеросхимонахом Симеоном (Желниным).
История монастыря и духовные подвиги его насельников многим из нас хорошо известны по предыдущим поездкам и из прочтения замечательных книг «Несвятые святые» архимандрита (ныне митрополита Симферопольского и Крымского) Тихона Шевкунова и «Михайлов день» Нины Павловой. Потому большинство паломников получили поощрение от экскурсовода Алексея Николаевича в виде премиальных конфеток за правильные ответы. Но каждый раз, посещая обитель непременно можно узнать что-то новое для себя. Мы прошли по «Кровавой дороге», посетили Успенский и Михайловский храм, келию старца Симеона, расположенную напротив дома с балконом, стоя на котором архимандрит Алипий любил беседовать с паломниками.
Вход в пещеры находится между Успенской церковью и колокольней под часовой башней. С зажженными свечами в руках, в молчании мы прошли по коридорам пещер. Пещерный Успенский храм стал первым храмом Псково-Печерского монастыря. А пещеры - местом вечного упокоения его насельников. Там некогда монахи заранее приготовляли себе место для погребения, копая в горе ниши. Со временем были удлинены первые подземные улицы и были вырыты новые, чтобы дать вечный приют монахам в недрах Святой горы.
Одна из пещер закопчена огнем от свечей. Здесь, по преданию, была когда-то подземная церковь. В этой пещере упокоен настоятель обители архимандрит Тихон (Секретарев). Некоторые из нас помнят его по предыдущим посещениям Псково-Печерского монастыря.
Мы поклонились всем, погребенным в пещерах. Помолились у захоронений почитаемых Псково-Печерских старцев.
По завершении экскурсии, мы увидели в небе редкую в это время года радугу. Согласно Священному Писанию - радуга символ обещания Бога никогда больше не уничтожать потопом, созданную Им землю.
Вечером мы отправились в Михайловский собор на Всенощное бдение. Службу возглавил митрополит Псковский и Порховский Матфей.
Монастырская служба продолжительнее привычной для нас. Но как легко и радостно было возвращаться в гостиницу по вечернему, особенно красивому золотой осенью, городу.
Ранним утром следующего дня мы отправились в Успенский храм, где молились за Божественной Литургией и причастились Святых Христовых Тайн.
А затем, после трапезы, отправились в древний город Изборск. Этот старейший русский город по преданию основан сыном новгородского князя Гостомысла – Словеном и изначально назывался Словенском. Город был переименован в Изборск по имени сына князя Словена – Избора. Хотя летописная история города начинается с 862 года, первые поселения славян-кривичей на этих землях датируются VII-VIII в. А освоение земель началось еще раньше. В «Повести временных лет» описано событие призвания на Русь в 862 году варяжских князей, один из которых, Трувор, сел в Изборске. Древний Изборск постоянно подвергался нападениям войск Тевтонского, а затем Ливонского ордена. Согласно летописям только в период с 1030 по 1233 г. состоялось 20 крупных сражений. Несмотря на это, город расширялся и в 1303 году Изборск перенесен на Жеравью гору, где была возведена новая крепость, которую до 1581 года ни разу не захватил враг. В 1581 году Изборск не выдержал осады войска польского короля Стефана Батория, и грозная крепость была взята неприятелем. С XVIII века граница русских земель отодвинулась на запад. Изборск превратился в купеческий провинциальный город.
После Октябрьской революции по Тартускому договору с 1920 по 1940 г. Изборск вместе с Печерами вошел в состав Эстонской республики. А с января 1945 года вошел в состав вновь образованного Печерского района Псковской области.
Ныне Изборск посещает множество туристов, интересующихся историей нашей страны. Здесь проходили съемки художественных фильмов « Андрей Рублев», «Звезда пленительного счастья», «Открытая книга», «Армия Трясогузки».

Мы узнали, что Изборская крепость с северной стороны защищена глубоким обрывом, с южной - оврагом, с восточной – рекой Смолкой. С западной стороны, являвшейся оборонной, вырыты рвы и поставлены две башни. Это свидетельствует о том, что при строительстве крепости был максимально использован рельеф местности. До наших дней сохранились шесть крепостных башен: Колокольная, Темнушка,Рябиновка, Вышка, Талавская и Луковка. Башня Луковка, по мнению историков, построена раньше крепостных стен. Она, единственная из башен, находится внутри крепости. Кроме оборонительных функций, она использовалась как сторожевая. Была также арсеналом и пороховым складом крепости. Башня Луковка построена на высоком холме и возвышается над другими башнями и стенами крепости. Высота крепостных стен от 7,5 до 10 м, толщина- около 4 м, а протяженность около 850 м. Общая площадь территории крепостисоставляет 2,4 гектара. Самой высокой башней крепости является Вышка. Её высота 19 м. Она вместе с башнями Рябиновка и Темнушка была главной и мощной защитой города. Рядом с ней был устроен лаз, ведущий за пределы крепости.

К северу от Изборской крепости находится 40-метровый холм. Это место называется Труворовым городищем, с которого начиналась история Изборска. На этом холме в XI-XII в. были возведены первые крепостные стены и боевая башня. Археологами был обнаружен потайной лаз,ведущий от башни к подножию оврага, находящегося на северо-западе городища.После строительства в XIV в. крепости на Жеравьей горе, Труворово городище опустело. Сохранились древние захоронения и плита с крестом, который получил название Труворова. По преданию это место захоронения одного из трех варяжских братьев, призванных на княжение – Трувора.
На Труворовом городище находится церковь святителя Николая Чудотворца, построенная в XVI-XVII в. Ранее здесь находилась мужская Николо-Городищенская обитель, приписанная в 1584 г. к Успенскому Псково-Печерскому монастырю.
А в центре Изборской крепости находится Никольский собор, упоминаемый в летописи с 1341 года.

Мы посетили Никольский собор, не закрывавшийся с момента его освящения, и поклонились его святыням, среди которых почитаемая чудотворная икона Изборской Божией Матери.

Этот святой образ прославился многими чудесами. Одно из них произошло в 30 июля 1944 года. В этот день при освобождении Изборска начался артиллерийский обстрел, в результате которого осколки снарядов попали в часовню Корсунской иконы Божией Матери, где прятались испуганные дети. Неведомая сила вытолкнула детей из часовни и переместила на безопасное место. Никто из детей не пострадал. А святой образ принял на себя осколки снарядов, следы которых можно увидеть и ныне.
Ненастная погода воспрепятствовала нам посетить Словенские ключи. Но самые стойкие из паломников все же побывали там, чтобы испить воды из древних источников, пробивающихся через слои глины и известняка, и полюбоваться на лебедей, обитающих в Городищенском озере.


В завершение поездки мы посетили Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь.

Обитель, находящаяся в Пскове близ реки Великой, по преданию была основана афонскими старцами. Но историки полагают, что она основана святым преподобномучеником Иосафом, ставшим первым игуменом монастыря. Впервые обитель упоминается в летописи в связи с её разграблением и поруганием в 1299 году, когда ливонскими рыцарями были убиты настоятель Иосаф, игумен Василий Мирожский и 17 иноков.

Через год было начато строительство нового каменного храма, завершившееся в 1311 году.
В XIV-XVв. монастырь стал духовным центром Псковской земли. В XV здесь подвизались святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий. Появившееся подворье обители улучшило её экономическое положение. Монастырь укрепил торговые связи с купцами из Прибалтийских земель. Увеличилось число паломников, приходивших в обитель, в том числе и принадлежащих к знатным родам. Известно, что в монастыре останавливалась Великая княгиня Московская София Палеолог. Сюда приходили на жительство ушедшие от дел псковские князья и бояре. Некоторые из них принимали монашеский постриг.
Наравне с другими обителями Снетогорский монастырь претерпел многие разорения и разрушения. Во время вторжения в его стены воинов Польского короля Стефана Батория, был сожжен Рождественский храм. Пострадала его настенная роспись.
В 1615 году монастырь подвергся вторжению войска Шведского короля Густава Адольфа.
Во время Северной войны пожар уничтожил архив с документами, хранившимися со дня основания обители.
В конце XVIII века по указу императрицы Екатерины была проведена секулизация монастырских земель. В 1804 году обитель закрыли, и здесь был устроен загородный дом для архиерея.
Здания обители ветшали и разрушались. Частично была разрушена 80-ти метровая колокольня с церковью во имя Вознесения Господня.

Во время Великой Отечественной войны в монастыре находился немецкий штаб. Помещения обители использовались под жилье для офицеров. В Никольской церкви был устроен зал для собраний, а в Рождественском соборе – тир и винный склад. При отступлении оккупанты уничтожили часть сооружений. После войны в зданиях монастыря расположился Дом отдыха, а затем детский санаторий. Рождественский собор передали государственной организации по охране памятников истории и архитектуры, и началась его реставрация, продолжающаяся и поныне. Возрождение обители началось в 1993 году, когда обитель была возвращена Церкви и передана Псковской Епархии. Сейчас это женский монастырь.
Во время экскурсии по монастырю мы побывали в соборе Рождества Богородицы. Проводившая экскурсию монахиня Валерия рассказала о работе реставраторов, частично восстановивших сохранившиеся фрагменты росписи XIV века, и подробно разъяснила их смысл и значение.
Мы посетили Никольский храм и поклонились его святыням, среди которых иконы с частицами мощей святителя Николая и великомученика Пантелеимона, мощевик святого преподобномученика Иосафа Снетогорского - первого настоятеля обители.
Наше паломничество к христианским святыням Псковской земли завершилось.
Каждый раз убеждаешься, что каждое, даже кратковременное, посещение святых обителей просвещает и преображает наши души. Здесь, через духовные подвиги святых подвижников, соединяются Небесная и Земная Церкви. Осознание этого укрепляет нас в вере.
Сердечно благодарим устроителей этой незабываемой поездки.
Слава Богу за всё!
Марина Гаталова
Использованы фотографии паломников Раисы Ковалевой, Виктории Сенчуговой, Ирины Крицкой, Светланы Василевской, Татьяны Коноваловой, Александры Юстюженковой, Елизаветы Ситниковой, Марины Гаталовой и полученные из открытых источников.
22 ноября приглашаем всех желающих в паломническую поездку к святыням Великого Новогорода!
