Протоиерей Артемий Владимиров
Покидая храм Божий, унесем в сердцах, братья и сестры, сегодняшнее Евангельское повествование о том, как Иисус Христос на пути в дом Иаира, начальника синагоги, где лежала умершая его дочь-отроковица, исцелил кровоточивую женщину, которая в течении многих лет страдала неисцельным недугом, источила все свое имение на врачей земных, не получив от того никакой пользы. Спаситель, как и поведал апостолам, ощутил Божествен-ную силу, исшедшую из Него, когда эта несчастная с трепетом, страхом и верою прикоснулась "созади”, сзади, к воскрилию, кончикам одежды, Господа Иисуса Христа. Увидев, что ее дерзновение не утаилось, она вышла на средину и поведала пред всеми, что она сделала. Услышав, вместо отповеди и выговора, поощрительные, исполненные Божественного мира, слова Иисуса Христа: "Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя, иди в мире.” Она почувствовала полное исцеление в награду за свою веру.
Мы с вами, братья и сестры, имеем нечто большее, нежели эта добродетельная женщина, ибо здесь, в храме Господнем, на Божественной Литургии, мы не только имеем возможность осязать и прикасаться ко Христу, но приемлем всего Христа в Божественной Евхаристии, с верою причащаясь Его Пречистого Тела и Животворящей Крови. Так что Сам Бог без умаления входит в недра нашего сердца и почивает на сердечном жертвеннике.
Повествование, которое мы слышали, должно устрашить нас. Потому что видим, что не все получали пользу из видевших Господа Иисуса Христа, не все прикасались к Нему с пламенной верой в Его Божество, не все каялись в тайне сердца тогда, когда обращали к Нему слово. А, стало быть, не все были облагодетельствованы Его Божественной силой, которая исходит, как мы слышали, и врачует, и освещает, и возрождает, лишь сердца, дышащие сердечной жертвенной верой и любовью ко Господу. Вот почему, готовясь к таинству Святого Причащения, приближаясь ко Святой Чаше, мы всегда должны в уме содержать эти подлинные повествования, взятые из Евангелия, дабы настраивать свою душу, свое сердце, свой дух на пламенную, жертвенную любовь к Искупителю, дабы возбуждать в своей душе готовность служить Господу так, как Он служил нам.
Идешь к Святой Чаше – подумай об этой кровоточивой, представь себя мысленно прикасающимся ко Христу, пойми, что у тебя душа кровоточит, уязвленная грехами и страстями. Она имеет в себе неисцельную болезнь, которую уврачевать может только Бог. Приступая к Святой Чаше, скажи, как и она сказала в тайне сердца: "Едва лишь прикоснуся – прииму исцеление.” Воспомяни и других, кто был облагодетельствован Христом в награду за веру и самоотверженную любовь, помни того прокаженного, который, склонившись на колена пред милосердным Спасителем, с глубоким вздохом сказал: "Господи, если хочешь – можешь исцелить меня.” А Спаситель ответил: "Хочу”, возложил на него руку и проказа тотчас сошла с этого человека, телесные ткани его были обновлены. Мысленно полагай себя пред стопы Иисуса Христа, как сродники положили того расслабленного, который не мог и перстом двинуть, но ради веры их был восставлен в единочасье Спасителем, предпочетшим этого боля-щего гордым фарисеям, сердца которых были исполнены сомнения и осуждения.
Итак, братья и сестры, будем памятовать, что Евангелие остается вечно живой книгой, на которую душа наша должна отзываться, молитвенно обращаться к Богу, отождествляя себя со всяким повествованием, где идет речь о даровании страждущему человечеству милости Бога в награду за веру, покаяние, любовь, смирение, терпение и неосуждение. И как получила исцеление эта женщина, впоследствии прославившая Христа мученическим подвигом, так и мы должны веровать, что восприятие Пречистого Тела и Крови Господа Иисуса Христа есть дарование нам того горящего угля, приняв который пророк Исаия весь переменился, весь осветился, соделавшись способным исполнять волю Господа.
Причащаясь, удержим, братья и сестры, в памяти нашей слова Господа установительные, относительно Святого Причащения: "Приимите сие Тело во оставление грехов, пейте эту Кровь во оставление грехов.” Именно с такими мыслями, с таким расположением, с полной верой, что Господь дарует нам силу к изменению нашей грешной жизни, мы призваны причащаться, принося мысленный обет Господу исправить нашу жизнь, наступить на хвост той страсти, которая преимущественно мучает нас, лишая нас дерзновения пред лицем Господа. Причащаясь, каждый должен меняться от худшего к лучшему. Похотливый – да будет целомудренным, унылый – бодрым и радостным, раздражительный – кротким, скупой – милостивым, самолюбивый, заносчивый, гордый – смиренным, оправдывающим мысленно ближних и осуждающим лишь себя самого. Поймем, братья и сестры, что Причащение Святых Таин Христовых требует от нас сегодня же принести сторичный плод Господу Богу. И тот, кто не потрудится вниманием, воздержанием, молитвою предоставить Господу таинственно и могущественно воздействовать в его сердце, может сегодня принять осуждение, а не исцеление из-за небрежения о Святыне Господней. Если же мы пребудем в молитве и воздержании, как этого требует от нас принятая Святыня, то Господь еще до наступления темноты явит в нас и чрез нас знак Своего благодатного соприсутствия нашей душе, осенит ум, подвигнет сердце к молитве, удесятерит силы в служении ближним, сохранит нашу душу в возвышенном, мирном, приподнятом, радостном состоянии духа, по которому мы поймем, что никогда не заживавшая язва души нашей исцелена и нам лишь подобает благодарить Бога, хранить себя великим хранением, предоставляя Господу Богу свершать в нас и чрез нас Его святую, благую и совершенную Волю. Аминь.
19.11.2000 г. Проповедь за Божественной Литургией
Мы с вами, братья и сестры, имеем нечто большее, нежели эта добродетельная женщина, ибо здесь, в храме Господнем, на Божественной Литургии, мы не только имеем возможность осязать и прикасаться ко Христу, но приемлем всего Христа в Божественной Евхаристии, с верою причащаясь Его Пречистого Тела и Животворящей Крови. Так что Сам Бог без умаления входит в недра нашего сердца и почивает на сердечном жертвеннике.
Повествование, которое мы слышали, должно устрашить нас. Потому что видим, что не все получали пользу из видевших Господа Иисуса Христа, не все прикасались к Нему с пламенной верой в Его Божество, не все каялись в тайне сердца тогда, когда обращали к Нему слово. А, стало быть, не все были облагодетельствованы Его Божественной силой, которая исходит, как мы слышали, и врачует, и освещает, и возрождает, лишь сердца, дышащие сердечной жертвенной верой и любовью ко Господу. Вот почему, готовясь к таинству Святого Причащения, приближаясь ко Святой Чаше, мы всегда должны в уме содержать эти подлинные повествования, взятые из Евангелия, дабы настраивать свою душу, свое сердце, свой дух на пламенную, жертвенную любовь к Искупителю, дабы возбуждать в своей душе готовность служить Господу так, как Он служил нам.
Идешь к Святой Чаше – подумай об этой кровоточивой, представь себя мысленно прикасающимся ко Христу, пойми, что у тебя душа кровоточит, уязвленная грехами и страстями. Она имеет в себе неисцельную болезнь, которую уврачевать может только Бог. Приступая к Святой Чаше, скажи, как и она сказала в тайне сердца: "Едва лишь прикоснуся – прииму исцеление.” Воспомяни и других, кто был облагодетельствован Христом в награду за веру и самоотверженную любовь, помни того прокаженного, который, склонившись на колена пред милосердным Спасителем, с глубоким вздохом сказал: "Господи, если хочешь – можешь исцелить меня.” А Спаситель ответил: "Хочу”, возложил на него руку и проказа тотчас сошла с этого человека, телесные ткани его были обновлены. Мысленно полагай себя пред стопы Иисуса Христа, как сродники положили того расслабленного, который не мог и перстом двинуть, но ради веры их был восставлен в единочасье Спасителем, предпочетшим этого боля-щего гордым фарисеям, сердца которых были исполнены сомнения и осуждения.
Итак, братья и сестры, будем памятовать, что Евангелие остается вечно живой книгой, на которую душа наша должна отзываться, молитвенно обращаться к Богу, отождествляя себя со всяким повествованием, где идет речь о даровании страждущему человечеству милости Бога в награду за веру, покаяние, любовь, смирение, терпение и неосуждение. И как получила исцеление эта женщина, впоследствии прославившая Христа мученическим подвигом, так и мы должны веровать, что восприятие Пречистого Тела и Крови Господа Иисуса Христа есть дарование нам того горящего угля, приняв который пророк Исаия весь переменился, весь осветился, соделавшись способным исполнять волю Господа.
Причащаясь, удержим, братья и сестры, в памяти нашей слова Господа установительные, относительно Святого Причащения: "Приимите сие Тело во оставление грехов, пейте эту Кровь во оставление грехов.” Именно с такими мыслями, с таким расположением, с полной верой, что Господь дарует нам силу к изменению нашей грешной жизни, мы призваны причащаться, принося мысленный обет Господу исправить нашу жизнь, наступить на хвост той страсти, которая преимущественно мучает нас, лишая нас дерзновения пред лицем Господа. Причащаясь, каждый должен меняться от худшего к лучшему. Похотливый – да будет целомудренным, унылый – бодрым и радостным, раздражительный – кротким, скупой – милостивым, самолюбивый, заносчивый, гордый – смиренным, оправдывающим мысленно ближних и осуждающим лишь себя самого. Поймем, братья и сестры, что Причащение Святых Таин Христовых требует от нас сегодня же принести сторичный плод Господу Богу. И тот, кто не потрудится вниманием, воздержанием, молитвою предоставить Господу таинственно и могущественно воздействовать в его сердце, может сегодня принять осуждение, а не исцеление из-за небрежения о Святыне Господней. Если же мы пребудем в молитве и воздержании, как этого требует от нас принятая Святыня, то Господь еще до наступления темноты явит в нас и чрез нас знак Своего благодатного соприсутствия нашей душе, осенит ум, подвигнет сердце к молитве, удесятерит силы в служении ближним, сохранит нашу душу в возвышенном, мирном, приподнятом, радостном состоянии духа, по которому мы поймем, что никогда не заживавшая язва души нашей исцелена и нам лишь подобает благодарить Бога, хранить себя великим хранением, предоставляя Господу Богу свершать в нас и чрез нас Его святую, благую и совершенную Волю. Аминь.
19.11.2000 г. Проповедь за Божественной Литургией