Елена Морозова
Какие существуют варианты развития отношений в браке,
созданном на основании влюбленности?
Различные, в зависимости от степени осознанности отношений супругами и их стремления к духовной зрелости. Первый вариант возникает тогда, когда муж и жена бессознательно относятся как к себе, так и друг к другу и не идут по пути духовного возрастания. В этом случае, рано или поздно, «розовые очки» спадут и супруги предстанут друг перед другом во «всей своей красе». Это открытие способно привести их к эмоциональному отчуждению, результатом которого может стать развод как способ избавления от «ошибок молодости».
Второй вариант характерен для тех людей, которые способны «дожить до любви». В данном случае муж и жена прекрасно понимают, что несовершенство друг друга — не повод для разочарования и развода, так как совершенных людей нет. Они сознательно относятся к себе и к своим отношениям в браке и стремятся к открытию в другом образа Божия, который обнаруживается в атмосфере любви, доверия и принятия. Но влюбленность не есть истинная любовь, о которой мы поговорим позже. Отдельно хотелось бы сказать о первой любви.
Первая любовь
Многочисленные романы, музыкальные произведения, картины посвящены первой любви. Известные творения зачастую созданы под влиянием этого сильного чувства. Для некоторых уже взрослых людей оно является поводом для самых светлых воспоминаний и легкой грусти: «когда мы были молодыми». Но не всегда бывает так. Иногда «трагическая» первая любовь наносит глубокие раны, оставляет след в душе на долгие годы и служит поводом для возникновения серьезных психологических проблем. В любом случае первая любовь — это событие в жизни каждого человека.
Первой любви предшествует некоторая готовность, предчувствие любви, навеянное, возможно, рассказами старших товарищей, книгами, кинофильмами. Поэтому первая любовь — это, скорее, желание любви, желание испытать незнакомое романтическое чувство. В юношеской первой любви часто много фантазии. В образе любимого сочетаются качества реального человека и воображаемого, обладающего набором желаемых качеств. На первой любви лежит печать оторванности от жизни и хрупкости, она не заглядывает в будущее и оказывается часто похожей на интересную игру. Так или иначе, первая любовь — это опыт безусловной любви, опыт встречи с Богом, который может открыть человеку путь к дальнейшему возрастанию по лестнице, ведущей в Небо. Часто первая любовь — это опыт несбывшейся любви, которая далека от реальной жизни. Нередким вариантом является ситуация, когда за истинную любовь принимают страсть.
«Диагноз» страсти
Святитель Феофан Затворник сравнивал любовную страсть с болезнью. Причем, как он отмечал, больному порой самому до безумия хочется мучиться этой болезнью. Слово «страсть» в православном понимании имеет негативный смысл, т.к. страсти, если с ними не бороться, разрушают душу, удаляют человека от Бога.
Православный автор М. Кравцова предлагает поставить такой «диагноз» страсти: настоящая любовь преодолеет все искушения — страсть истомит душу и потухнет. И с этим трудно не согласиться, т.к. время — лучшая проверка любого чувства; страсть — это своего рода безумие. Человек, находящийся в плену любовной страсти, часто не критичен к своему состоянию; выходя же из него, он испытывает чувство, близкое к пробуждению, освобождению из плена; страсть — это желание обладать.
Другими словами, страсть подразумевает наличие в своей структуре объектного момента, т.е. другой человек рассматривается как объект для удовлетворения вполне определенных физиологических потребностей. Характерно, что после их насыщения часто наступает быстрое охлаждение к объекту страсти и разрыв отношений.
Уже в раннем подростковом возрасте дети могут интересоваться проблемами сексуальности, искать соответствующую литературу, просматривать эротические фильмы. Этому способствует и ситуация в нашем социуме, когда молодым навязываются стереотипы доминирования наслаждений, удовольствия (в первую очередь сексуального), вседозволенности и отсутствия каких бы то ни было запретов.
Протоиерей, психолог Василий Зеньковский говорил о том, что пол в человеке представляет собой единство двух полюсов: на одном полюсе сосредоточивается сексуальность, которая включает в себя чисто телесную сторону пола, а также все проявления психики, которые связаны с полом, а на другом — эрос, т. е. искание истинной, духовной любви. Эросу принадлежит основное значение в сфере пола, а сексуальность есть лишь телесное выражение движения любви. Однако человек един, целостен, един и его пол, который включает в себя и сексуальное, и эротическое, и каждый ищет в другом соединения двух полюсов.
Но может быть и сосредоточенность на сексуальности, которая в случае доминирования страсти является основным мотивом в установлении отношений в форме «гражданских браков». «Гражданский брак» является распространенной формой альтернативных отношений, в которых мужчина и женщина строят совместную жизнь без официальной регистрации и духовного единения в таинстве Венчания. По сути дела, «гражданский брак» есть блудное сожительство, к которому Православная Церковь относится отрицательно, так как под благовидными предлогами (желание лучше узнать друг друга; проверить правильность выбора; заработать средства для содержания семьи и т.д.) скрываются другие мотивы. В чем заключаются причины выбора «гражданского брака»?
Основным из них является нацеленность мужчины и женщины на удовлетворение телесных потребностей, которая сопряжена с нежеланием брать на себя обязательства и нести ответственность за семью. В фундаменте таких отношений лежит некое лукавство, недоверие друг другу. Хотя понятно, что, как правило, пользы от такой «страховки» не бывает, т. к. люди живут в грехе, от которого разрушаются души. Исследования показывают, что опыт совместной жизни не влияет на последующую стабильность отношений, т. к. лишь 5% пар, состоящих в «гражданском браке», официально регистрируют свои отношения.
Почему телесные отношения до брака не полезны
Этот вопрос возникает у юношей и девушек, которые искренне недоумевают, почему в православии добрачные отношения не приветствуются. «Ведь мы же любим друг друга и хотим быть вместе», — говорят молодые. — «Почему же мы должны сдерживать свои чувства? Кому от этого становится хуже? Почему Церковь так строга?» Последствия телесных добрачных отношений затрагивают всю личность: и тело, и душу, и дух. Священное Писание очень четко говорит: Совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею... А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 16, 17). Из этой фразы становится очевидным, что сексуальные отношения имеют духовную природу. Этот факт в психологии, сексологии особо не афишируется. Не акцентируется внимание и на том, что единение во время близких отношений настолько глубоко, что люди неизбежно соприкасаются на всех личностных уровнях. В личности любого человека есть уровень тела, души и духа.
Телесный уровень в личности — инстинктивный уровень, который нацелен, прежде всего, на удовлетворение потребностей в еде, крове, продолжении рода. В то же время, это внешняя физическая оболочка, в которой обитает душа. Православие очень уважительно относится к телу и телесности. Это связано с тем, что тело человека имеет Божественное происхождение. Сам Господь Иисус Христос принял на Себя человеческое естество, которое обожил и прославил. Однако если человек ограничен только потребностями тела (любит поесть, отдохнуть и т.д.), то он не замечает в повседневной жизни проявлений Божественного, вечного.
Душевный уровень соприкасается как с вышележащим духовным, так и нижележащим телесным. Душа является посредником между телом и духом и, в зависимости от свободного выбора личности, может либо уподобляться телу и жить по биологическим законам, либо «прилепляться» к духу и становиться одухотворенной, слушая голос Бога. Таким образом, душа «обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» (по словам поэта Николая Заболоцкого из стихотворения «Не позволяй душе лениться») для того, чтобы достичь высот и избежать падений в бездну. Внутреннее содержание души включает: чувства (аффекты), волю, разум, которые связаны между собой духовно-нравственными стержнями.
Если человек центрирован на душевном уровне (душевный человек), то его развитие идет по «горизонтали» — в земном измерении (но не в небесном — вертикальном). Карьера, социальные отношения, даже семья без духовности, без понимания истинного смысла жизни могут увести далеко в сторону от жизни вечной. Конечно, в этом нет ничего, что достойно осуждения. Но важно понимать, каково в жизни человека соотношение временного и вечного. Если преобладают временные земные ценности, то результаты такого доминирования могут сказаться не сразу. По плодам их у знаете их (Мф. 7, 20), — сказал евангелист Матфей. А какие плоды являются итогом такой стратегии? Такой человек может быть высококлассным специалистом, профессионалом, талантливым творцом, но истинно духовным человеком, личностью тем не менее он может не стать, т. к. в данном случае происходит своеобразное «замыкание» на мирском, временном аспекте бытия. Как правило, даже, несмотря на выдающиеся достижения человека в каких-либо областях, этот путь ведет в никуда. Итог его — серьезные личностные проблемы, которые в лучшем случае временны и помогают человеку выйти в вертикальную плоскость, а в худшем — приводят к распаду личности, отчаянию, а иногда и к самоубийству.
Как проявляется духовный уровень личности? Дух, духовность, по словам святителя Григория Богослова, есть «частица Бога», «искра богоподобия», которая есть в каждом человеке. Именно она делает человека личностью. В широком понимании, дух — это та нематериальная часть человека, которая связывает его с вечным и непреходящим миром. Проявлениями духовного уровня являются совесть, жертвенность, любовь, страх Божий, жажда познания Бога.
Духовное возрастание личности является, прежде всего, показателем ее роста по вертикали, по направлению к Богу, в достижении высшего «я», святости. По сути дела, любой человек призван быть святым. В Священном Писании об этом четко сказано: ... освящайтесъ и будьте святы, ибо Я свят (Лев. 11, 44). Все личностные уровни тесно взаимосвязаны между собой и проблемы на одном из них неизбежно резонируют на всех остальных.
Какие последствия имеют
добрачные отношения на духовном уровне?
Люди, имеющие до- и внебрачный интимный опыт, попадают в невидимые духовные сети. Если, к примеру, молодой человек вступает в сексуальную связь с девушкой, у которой до него было несколько, как сегодня говорят, партнеров, значит, на духовном уровне он будет связан с ними всеми. Если предположить, что каждый из этих мужчин в свою очередь также ранее вступал в близкие отношения с женщинами, то понятно, что эта невидимая сеть расширяется, в нее вовлекается все больше и больше людей. Таким образом, возникает целое сообщество. В православии общество людей, соединенных между собой, называется Церковью, в случае внебрачных и добрачных отношений — это греховное, блудное сообщество. Блуд, но мнению святых отцов, — это такая яма, куда стекают нечистоты со всего мира. По сути дела, люди, вступающие в до- и внебрачные отношения, одновременно вступают и в указанное выше сообщество. А нужно ли это?
Самым страшным отдаленным последствием до- и внебрачных телесных отношений является появление больного ребенка на свет у супругов, которые уже «нагулялись», «пожили в свое удовольствие» и решили создать нормальную семью и продолжить себя в детях. Почему это происходит?
Ответ опять же заключается в том, что человек целостный — все духовные искажения неизбежно отражаются и на телесности.
Вопрос соотношения души и тела затрагивает святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своей книге «Дух, душа и тело». Ключевая мысль святителя — форма (материя), представленная телом, тесно сопряжена с духовно-душевной жизнью человека. Он очень точно отмечает: «В материальных формах ярко отражается дух, присущий материи. И больше того, дух творит формы». Другими словами, духовное (невидимое), раскрываясь в телесном, становится явным, видимым. Святитель отмечает, что дух грубый и жестокий уже в процессе эмбриогенеза направляет телесное развитие и создает отражающие его грубые и отталкивающие формы. А дух чистый и кроткий творит себе полное красоты и нежности жилище. Таким образом, духовная энергия создает живые образы красоты и нежности, чистоты и любви или безобразия, грубости, отталкивающей животности и злобы.
Исходя из сказанного, можно предположить «механизм» появления больного ребенка на свет: неисповеданный потенциал блудной страсти, накапливаясь в душе и разъедая ее как ржавчина, отражается и в теле — носителе души. Все это, в свою очередь, неизбежно отражается и на потомстве посредством мутаций, всевозможных аномалий, которые, конечно, на пустом месте не возникают. Неслучайно ведь народная мудрость гласила: «От гулящей девки здорового ребенка не жди». Да и парень, имевший до свадьбы близкие отношения с женщиной, тоже считался испорченным, его называли уже не парнем, а мужиком.
Какие последствия имеют добрачные отношения на телесном уровне?
Как отмечают многие авторы, в результате «свободных» сексуальных отношений стареет и изнашивается весь организм, наступают генетические мутации у потомков, возникает комплекс заболеваний, передающихся половым путем, среди которых — венерические заболевания, гепатит В и С, ВИЧ-инфекция. Возникают и соматические проблемы. Например, молодая женщина, у которой было много сексуальных связей, впоследствии рискует заболеть раком матки. Это связано с тем, что в процессе полового созревания эндокринная система постепенно стабилизируется, завершается развитие женских репродуктивных органов. В это время особенно уязвима шейка матки, и ее контакт со спермой одного или нескольких мужчин может дать толчок к развитию в дальнейшем карциномы. Исследования показывают, что чем моложе девушка, начавшая половую жизнь, чем больше у нее партнеров и чем чаще вступает она с ними в контакт, тем сильнее она рискует заболеть онкологическим заболеванием, когда ей исполнится 40-45 лет.
Такова плата за «свободную» любовь...
А что делать, если молодые люди и девушки уже «наломали дров» и сменили уже не одного «партнера»? Все ли так трагично? Конечно, выход есть даже из такой тяжелой ситуации. Но нужно помнить, что предотвращение любых негативных последствий нецеломудренных отношений происходит только через покаяние, которое может быть многократным и представлять собой, по сути дела, покаянный образ жизни. Но Господь Бог милостив и человеколюбив, и готов простить любой поступок, но с двумя условиями: искренне, от всего сердца раскаяться и никогда больше не возвращаться к подобному. Но, чтобы не проходить такой сложный путь, наверное, все же проще хранить целомудрие до брака.
Что же такое целомудрие?
Этимологически «целомудрие» состоит из двух слов: «целостность» и «мудрость», что в совокупности составляет целостное мудрствование. Целостность предполагает соединение в человеке всех трех его основ — духа, души, тела. Целомудрие представляет собой мудрую устремленность к обретению и сохранению целостности, внутреннего единства личности. Как подмечает Т.А. Флоренская, «целомудренный человек не растрачивает легкомысленно свои чувства, а мудро бережет их для одного, как бы заранее храня ему верность, веря в него». Конечно, у многих сегодня упоминание о целомудрии вызывает сарказм или откровенное недоумение — «ведь все так делают, что в этом плохого». А могут включаться защитные механизмы по типу рационализации — «целомудрие — это несовременно». Сегодня забывается самое главное — близкие отношения все же не самоцель, а естественное продолжение отношений на уровне духа и души. И если супругам удастся сохранить чистоту до брака, то они возвысятся в глазах друг друга и станут затем настоящими половинками единого целого. Многие молодые пары сейчас венчаются в церкви. Каждый из них объявляет, что принимает другого навечно, как дар, посланный Богом. А если молодые уже имели интимную связь до брака, это означает, что вместо того, чтобы дождаться дара, они поспешно и грубо вырвали его из рук Дарителя. Таинство оказывается обкраденным: жених и невеста делают вид, что принимают от Бога то, чем завладели самовольно, т.е. их союз начинается со лжи, произнесенной перед Богом и людьми, с греха Адама и Евы.
Поэтому целомудрие — не просто способ избежать дурной болезни, а прочная нравственная основа благополучного брака. Конечно, крепость его зависит от двоих.
У мужчины, имевшего беспорядочные связи до брака, неминуемо падает уважение к женщине как таковой, и, даже если его жена чиста, он невольно будет считать ее орудием наслаждения, предметом, которым он вправе владеть. Конфликты в такой семье неизбежны. Так что лучший способ избежать неудачи — владеть не другим человеком, а собой.