Игумен Нектарий (Морозов)

Блаженная кончина Пресвятой Богородицы последовала спустя 15 лет после распятия Христа Спасителя. Один из апостолов не успел на погребение, тогда ученики Христа открыли гроб Божией Матери, чтобы он смог поклониться Ей. Но гроб оказался пуст, так как Господь вознес на небо не только душу Богородицы, но и тело.



Смерть — радость встречи

Многие люди задаются вопросом: «Как же можно праздновать смерть человека?». Но для христианина свойственно совершенно особое отношение к смерти. Вся наша жизнь — это время испытаний, трудов, скорбей, а смерть — это разрешение от уз плоти и возможность для человека быть с Богом, если он к этому готовился здесь, на земле. Вся жизнь Пресвятой Богородицы была служением Ее возлюбленному Сыну и Богу, а самым сильным Ее желанием было желание неразлучно пребывать с Ним. Поэтому для Богородицы смерть стала не страшным переходом в неизвестность, а подлинной радостью воссоединения с Тем, Кого Она любила всем Своим сердцем.

И мы празднуем, с одной стороны, вот это событие из жизни Пресвятой Богородицы, а с другой стороны отмечаем возможность для человека увидеть в смерти не ужас, не небытие, не ожидание мучений, а единение с Богом.

Memento mori (помни о смерти)

Празднику Успения предшествует строгий двухнедельный пост в воспоминание того, что Божия Матерь всю свою жизнь проводила в сугубых трудах поста и молитвы. Он установлен Церковью не только для того, чтобы поупражняться в самоограничении и достойно подготовиться к встрече праздника, но и для того чтобы поразмышлять о подготовке к собственной смерти. Ведь мы в повседневной жизни очень легко забываем о том, что она заканчивается и слишком беспечно относимся к ней, слишком безоглядно согрешаем и даже в мелочах таким образом каждое мгновение предаем Бога. А Успенский пост как раз может стать временем осмысления того, как же нужно исправить свою жизнь, чтобы подготовиться к грядущему исходу, и временем молитвенного обращения к Божией Матери с просьбой помочь в этом. Тем более что, как говорит преподобный Никодим Святогорец в своей книге «Невидимая брань», человеку на пороге смерти сопутствуют очень сильные искушения, и одно из них — это страх и потеря надежды на милосердие Божие. А пример Божией Матери может нас научить тому, как не бояться смерти, но уповать на безмерную любовь Божию.
Чин погребения

В православном богослужении существует Чин погребения Божией Матери. Эта служба удивительно трогательная и умилительная. Мы знаем из Священной Истории, как собрались апостолы к одру Пресвятой Богородицы и как они оплакивали свое временное расставание с Ней. И Чин погребения Пресвятой Богородицы написан как бы в воспоминание этого события, но он также дает возможность молитвенно выразить Божией Матери наше почитание, любовь и упование на Нее. Поэтому очень важно присутствовать на этом богослужении и дать своему сердцу вкусить эту сладость и радость прославления Пресвятой Богородицы.

Почему именно Она?

Жизнь Пресвятой Богородицы связана с чудесами, буквально превосходящими человеческое естество. И даже Православная Церковь воспевает Ей такие слова: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дева Чистая». Почему Господь избрал именно эту девочку в жилище Себе? Что в Ней было такого особенного? На первый взгляд может показаться, что ничего особенного и не было. Но Господь ведь зрит не на внешний образ человека, а на его сердце….

Мы все знаем, как трудно бывает отказаться от своей воли и исполнить волю Божию, чего бы это ни касалось: какого-то вопроса, влияющего на весь жизненный путь, или какого-то продукта, который хочется съесть. Наша воля оказывается для нас всегда самым дорогим и самым ценным. Более того, человеку кажется, что его воля — это и есть он сам, и отказаться от своей воли — значит отказаться от себя.

В сердце маленькой Отроковицы Девы Марии Господь обрел то, чего не было больше ни в ком — готовность совершенно отказаться от своей воли и исполнять Его волю. Чего хочет Господь от человека? Чтобы человек спасся, а для этого — научился жить с Ним еще в этой жизни и навсегда с Ним соединился в жизни вечной. Божия Матерь не сопротивлялась этому намерению, поэтому Она оказалась не просто достойной, но и способной принять в Своем пречистом чреве Воплотившегося Бога. А благодаря этому путь к Небесному Отцу и воссоединение с Ним стало возможным и для всех нас.