Архиепископ Нафанаил (Львов)
Когда люди горячо с нетерпением ждут наступления дня, для них появление утренней зари — большая радость. Вот так, как заре перед солнцем дня, обрадовались люди рождению Пресвятой Девы Марии, предвещавшей рождение Спасителя мира Христа.
О, далеко не все люди ждали Христа. И из тех, кто ждали, лишь немногие узнали в рождении Пресвятой Девы предвозвещение о пришествии Христа.
Подавляющее большинство человечества была привычна равнодушно ко всем этим вопросам. Впрочем, Христа, как Спасителя и Избавителя от тягот жизни, ждали многие: десятки, сотни тысяч, может быть миллионы, не только среди Израиля, но и среди части язычников.
Сивиллины книги и лучшие строки Виргилия — свидетельство этому. Но смысл рождества Девы Марии поняли только Ее святые родители и может быть некоторые ближайшие родственники, святые Захария и Елизавета, святой Иосиф и очень немногие другие.
Прошли годы. Свет Христов все ярче и ярче сиял над человечеством. В значительной части оно припало к подножию Вифлеемских яслей и прославило Ту, Которая явилась Матерью Господа, радостно празднуя Ее рождество. Чудными песнопениями и вдохновенными молитвами отметили лучшие певцы человечества этот праздник, и мы наслаждаемся ими.
Но проходили годы. Вера иссыхала. И теперь снова, как две тысячи лет тому назад, лишь немногие понимают смысл сегодняшнего праздника и предзнаменуемого им Рождества Христова.
Человечество снова погрузилось в бессмысленный сон, равнодушное ко всему, что совершается в мире духовном. И сон этот гораздо хуже, чем сон, витавший над людьми тысячелетия тому назад. То был сон неведения, а этот — отречения от Христа.
Но мы — малое стадо Церкви Господней, будем беречь это наше драгоценнейшее сокровище, понимание смысла праздника Рождества Пресвятой Богородицы, как предпразднования праздника Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, ради нас воплотившегося.