Из бесед с Паисием Святогорцем

Для того, чтобы немножко понять, что такое мученичество, хотя бы принимай с радостью презрение других. А если хочешь немного осознать, что есть подвижничество, то, если не можешь поститься сорок дней, как Христос, постись хотя бы среду, в которую Его предали, и пятницу, в которую Его распяли. Те, кто хотят мученичеством засвидетельствовать свою любовь ко Христу, могут за отсутствием мученичества проявлять эту любовь, от которой они сгорают, в виде телесного подвига за горящие души усопших, чтобы те обрели немного упокоения. Подвижничество — это такое же торжество, как и мученичество, потому что [и в том и в другом случае] человек избегает всякого человеческого утешения и обретает утешение божественное.
Святые мученики ощущали великую радость оттого, что им давалась благоприятная возможность претерпеть мучения. С мученичества в духовной жизни начался аскетизм. Когда пришел к власти Константин Великий, он освободил христиан из темниц, где они (некоторые из них были изувечены) ожидали смерти. Мучения закончились. Но освобожденные очень огорчились, потому что, находясь в темницах, они ожидали своей очереди на мученичество, а теперь святой Константин Великий им все испортил. Они с радостью ожидали мученичества, а дождались свободы. И тогда — от любви к Богу и горевшего в них пламенного желания пострадать за Христа — они ушли из мира. И тем мучениям, которым подвергли бы их Диоклетиан и Максимиллиан, они в подвижничестве подвергали сами себя. Один шел и подвешивал себя за руки веревками на дереве: он молился с болью, но божественно радовался. Другой ради любви ко Христу связывал себя. "Так, — говорил, — меня связал бы Диоклетиан." И, истязая себя таким образом, они испытывали великую радость. С этого божественного безумия, с этого божественного сумасбродства начали первые и ради любви ко Христу посвятили себя подвижничеству. Потом их подвигу стали подражать другие. Так в нашу веру вошел аскетизм. А третьи, самые "сумасбродные," говорили: "Мы овцы Христовы!" — и питались только травой с земли. Это были так называемые "воски". Они настолько сильно чувствовали благодеяния Божия и собственную ничтожность, что говорили: "Я, неблагодарное животное, всю жизнь буду питаться травой." И они делали это. Их сердце взлетало от любви ко Христу. "Разве, — говорили они, — я не Христова овча? Значит, буду питаться травой." Но впоследствии это было запрещено Церковью, потому что охотники, принимая этих отшельников за диких животных, убивали многих из них.
Какую же любовь ко Христу имели святые мученики, какую отвагу! Святая Соломония со своими семью чадами — один за другим замучены были все. Святой Лонгин устроил угощение для воинов, которые пришли его схватить, и принял их в свой дом. Пришедшие торопили его показать им Лонгина, чтобы отсечь ему голову, а он говорил им: "Я покажу вам его!" Когда он сказал им, что Лонгин это он и есть, то они заколебались, но святой убедил их исполнить порученное. И они усекли его главу. А какая выдержка была у святого Гедеона Каракальского. "Режьте руку, — сказал он палачам, — режьте и ногу, режьте и нос! Чтобы не много словить, режьте все!" Поразительно! Но для того, чтобы достичь этого уровня, человек должен не любить самого себя и любить Бога. Мать, спасая свое дитя, идет в огонь. Она не чувствует боли, потому что ее любовь сильнее, чем жжение пламени. Ее любовь к ребенку пересиливает боль. Насколько же сильнее боли должна быть любовь ко Христу!
Для святого, идущего на мученичество, его любовь ко Христу превосходит боль и нейтрализует ее. Нож палача был для мучеников нежнее скрипичного смычка. Когда разгорается любовь ко Христу, мученичество становится торжеством: в этот миг огонь прохлаждает лучше, чем купание, потому что его жжение теряется в жжении божественной любви. Сдирание кожи ощущается, как ласка. Божественное рачение захватывает сердце, захватывает голову, и человек становится сумасшедшим: он не чувствует ни боли, ни чего-либо другого, поскольку его ум находится во Христе и его сердце переполняется радостью. А сколькие святые шли на мученичество и переживали такую радость, словно шли на торжество! Святой Игнатий бежал на место мучений и кричал: "Дайте мне претерпеть мучение, дайте мне быть съеденным зверями!" Такую радость, которую ощущал он, не переживает даже влюбленный юноша, который говорит: "Я хочу жениться на ней, и мне нет дела ни до матери, ни до отца!" "Безумие" святого Игнатия было больше, чем безумие влюбленного юноши.


Из книги "Духовное пробуждение"



Старец Паисий Святогорец о радости

Старец Паисий Святогорец. Где Христос - там истинная радость

Старец Паисий Святогорец. О радости

Плод духовный есть любы, радость (Из бесед со Старцем Паисием)

Две радости. Притчи старца Паисия

Какая дорога ведет к счастью? Притчи старца Паисия

Старец Паисий Святогорец. Настоящая радость обретается близ Христа

Старец Паисий Святогорец. Дающий приемлет Божественную радость

О Старце Паисии

О Старце Паисии Святогорце

Смирение. О старце Паисие Святогорце

О разных духовных вопросах

Старец Паисий Святогорец. Как найти Христа?

Старец Паисий Святогорец. О познании Бога

Старец Паисий Святогорец. Сегодня Бога отодвигают на последнее место

Что бы ни делал человек, он должен делать это ради Бога (Из бесед со Старцем Паисием)

Старец Паисий о гордости, смирении и послушании

Какая отвага была у святых (Из бесед со Старцем Паисием)

Старец Паисий Святогорец. Благодать Святого Духа

Старец Паисий Святогорец. О Божией Премудрости и окружающей среде

Старец Паисий Святогорец. Пост с любочестием

О молитве

Старец Паисий о молитве

Старец Паисий Святогорец. О молитве

Старец Паисий Святогорец. Детям о молитве

Старец Паисий Святогорец. Неделя жен мироносиц

Старец Паисий Святогорец. Молитвы за усопших

Старец Паисий. Молитва к Богородице

Притчи

Две радости. Притчи старца Паисия

Какая дорога ведет к счастью? Притчи старца Паисия

Как поделить сливы. Притчи старца Паисия

Лягушка и буйвол. Притчи старца Паисия

Старец Паисий. Притча о Жадине монахе

Паисий Святогорец. Притча о трех европейцах