Храни очи твои, и сердце твое не узрит зла (прп. авва Исайя, 59, 95).

***

...Брань, возбужденная взором, и в присутствии, и в отсутствии видимого мучит душу, разжигая ум похотью ( Ефрем Сирин, 31, 228).

***

Испроси себе хранителя оку твоему, чтобы не смотрело оно на возбуждающее к вожделению и не передавало похоти сердцу, и чтобы сердце не разлучилось с Царством (прп. Ефрем Сирин, 33, 349).

***

...Многих смертей входом делается часто глаз, видит он раздраженного и сам возбуждается к той же страсти, или видит благоденствующего не по достоинству и воспламеняется завистью, или видит горделивого и впадает в ненависть, или видит какое-либо доброцветное вещество, красивое расположение лица и всецело поползается в вожделение нравящегося (свт. Григорий Нисский, 18, 461).

***

Что может быть бесстыднее того взора, который располагает и в— глаза - смотреть на создания Божии, как на зло? (свт. Иоанн Златоуст, 44, ,300).>

***

Не надобно... все дозволять бесстыдным и невоздержным глазам, но вместо узды впоследствии не подвергнуться наказанию за лукавое пожелание, которое и здесь неумолимее исполнителей казни терзает и бичует сердце, заграждает эту пристань естества, разумею сон, и заставляет всегда оставаться и томиться среди моря. Почему и Спаситель, избавляя нас от хлопот и излишних забот, желая, чтобы без них протекали мы поприще целомудрия, угрожал тяжким наказанием, назначенным для тех, которые стараются пытливо смотреть: угрожал для того наипаче, чтобы подавить корень страсти, а потом и для того, чтобы, уязвленные стрелою лицезрения, не навлекли мы на себя неудобоизлечимую или неисцельную болезнь. Ибо кто не видит, тот не только вернее, но и легче препобедит пожелание ( Исидор Пелусиот, 61, 232).

***

Похотливому взору, услаждающемуся чужою красотою, Спаситель справедливо угрожал наказанием, избавляя нас от самых дел и от великого затруднения, чтобы красота, вторгшись посредством очей, не поработила ума и, заняв в душе существенные ее части, не убедила помыслы уступить место страсти, по возобладании которой зло делается трудно излечимым, чтобы не сказать, неисцельным. Посему берегись, чтобы самоуправная страсть сластолюбия, овладев душою, уврачевания ее не сделала, если не вовсе невозможным, то затруднительным (прп. Исидор Пелусиот, 62, 327).

***

Горе лукавому зрению, потому что оно впускает в душу яд греха! (прп. Феодор Студит, 92, 146).