Архимандрит Тихон (Агриков)

«Увидел я великий белый Престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» (Откр. 20: И).

Святой Иоанн Богослов видел в видении на облаках великий Престол и Сидящего на Нем. Мы видим наяву «Престол уготованный». Он стоит на небе. Он приготовлен для Великого Всемирного Суда... Но как скоро воссядет на него Судья — Христос — и когда начнется Страшный Суд?..

Страшно писать об этом! Нет! Это невозможно! Если Сам Господь наш Иисус Христос — Он же и будущий Судия — не говорил подробно об этом Страшном Суде, хотя святые апостолы и просили Его, чтобы он рассказал им, что же тогда говорить нам?..

О, горе, горе нам! Святые отцы, когда вспоминали о дне Страшного Суда Божия, то плакали и рыдали неутешно. А мы проникнуты более преступным любопытством, нежели горьким покаянием.

«Помышляю день страшный. И плачу деяний моих лукавых. Како отвещаю бессмертному Царю, коим дерзновением воззрю на судию. Блудный аз: Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя» (Триодь Постная).

Можем ли мы говорить о том, когда воссядет Христос судить мир?

— Нет, не можем, но скоро!

Можем ли мы говорить о том, как Он будет судить мир?

— Он будет судить мир по правде.

Можем ли мы говорить о том, за что Судия наш Христос будет судить мир?

— За грехи!

Вот об этом мы можем говорить.

Господь нам дал закон Свой святой и сказал: это вы можете делать, а этого нельзя. Но мы, люди, ослушались Бога и теперь ослушиваемся каждую минуту нашей жизни. Делаем по-своему, а не по-Божьему, попираем закон Божий и делаем беззакония. Ужасно грешим, Бо¬га гневим, а когда Господь нас наказывает, мы ропщем на Него. Он хочет, чтобы мы были смиренны, а мы гордимся; хочет видеть нас кроткими, а мы раздражаемся; хочет, чтобы мы за все Его благодарили, а мы абсолютно всем недовольные. Самочинные, гневливые, лукавые, блудные, сластолюбивые, заносчивые, ненасытные, сладострастные, злоречивые, немилостивые, нелюбовные, неверные, безбожные, жестокие, нераскаянные — вот за все это мы будем судимы Богом на Страшном Суде (Мф. 25: 31-46).

А вот нас — людей XX века — Бог будет судить еще за то, что мы Ему изменили, что мы стыдились Его исповедовать пред людьми, что мы боялись более людей, нежели Бога. За то будет жестоко судить, что мы не со-хранили до конца своего призвания.

Например, ты призван был спасаться христианином — сохрани до конца свое призвание.

Призван был спасаться монахом — умри, а храни это призвание до пришествия Христова.

Призван был священником — блюди священство чистым и непорочным до конца и т.п.

А если мы свое призвание презрели, изменили ему, попрали в грязь благодать Божию — Суд будет нам без милости...

***

Недавно в один из музейных соборов вошла группа туристов. Они осматривали иконы, резьбу по дереву, архитектуру. Вдруг один турист упал на каменный пол собора и зарыдал. К нему подбежали другие и стали недоумевать, что бы это значило?

— Вставай, — говорили они ему, — что с тобой случилось?

Но он не отвечал ни слова, а только плакал. Только один из пожилых стал присматриваться к темной иконе XV века, пред которой плакал их товарищ.

— Подождите! — сказал он остальным. — Смотрите, что здесь изображено?

И все напряженно устремились на икону. Что же они увидели?

На темном закопченном фоне иконы вырисовывался белый Престол... на котором никто еще не восседал.

— Что это такое? — спросило разом несколько голосов.

— Читайте, — взволнованно сказал пожилой турист, указывая на надпись под иконой.

— «Уготованный Престол» — прочитали люди и все разом замолкли. Вопросов больше не было. Всем было ясно. Престол уже поставлен. Остается воссесть на него Праведному Судии, и Суд начнется... Долго люди стояли около картины. Они молча смотрели на приготовленный для Суда Престол, и каждый думал свою собственную думу...

Когда гид созвал туристов к другим достопримечательностям, они нехотя пошли, но интерес их пропал. В их сознании открылось что-то ужасное и неотвратимое... — Престол, как белый призрак, стоял пред их устрашенными глазами, а на полу — неутешно рыдающий человек...

«Вознесися (Боже) судяй земли, воздаждь воздаяние гордым» (прокимен Триоди).

Хотите знать, как будет происходить Суд Страшный? Возьмите святое Евангелие и прочтите с молитвой 25-ю главу от Матфея и постарайтесь разглядеть; может быть, вы увидите себя поставленным около страшного Престола, но по какую сторону Судии, но правую, или по...

Опять кто-то плачет?.. Сильно и горько плачет! Или безнадежное отчаяние, или доля спасительного упования слышится в этом плачущем голосе?

Чу! Будто затихло рыдание! Но нет! Вот оно с но¬вой силой разразилось в пространстве, и какое оно жа-лобное, отчаянное, душераздирающее...

Мы Медленно идем по темной улице. Идем на плач человеческий, плачет будто женский голос. Может быть, кого обидели? Обокрали? Женский голос неожиданно смолк, послышалось рокотание будто плача мужчины! Но возможно ли это, чтобы плакал мужчина? И этот смолк. И вдруг сразу несколько голосов... Окраина села... Тихо открываем дверь небольшой халупы, из окон которой брезжит слабый свет. И вдруг пред нашими глазами почти пустое помещение уже не храма, а небольшого полуразрушенного домика, посредине группа людей. Все стоят на коленях. Старый священник проводит исповедь... все почти плачут...

Слабый взволнованный голос священника говорил от имени Самого Христа:

— Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к себе, чтобы и вы были, где Я...
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
И Я умолю Отца, и даст вам Утешителя, да пребудет с вами вовек...
Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить...
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам...
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается...
Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего...
Любящий душу свою, погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную...
Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна.
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих...
Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел...
Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше...
Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного... — здесь голос священника дрогнул... он заплакал и не мог выговорить ни слова...
— В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир!» (Ин. 14—16).

Впечатление было потрясающее. Сам Христос снова прощался со Своими любимыми учениками. Для него снова настал час страданий и смерти. Жестокая расправа над Ним фанатичной толпы, более изысканной и изобретательной, неумолимо приближалась.

Он не боялся пыток и смерти, но Его любящее сердце страдало за этих слабых и немногочисленных учеников. Как им трудно устоять в вере! Как много им надо мужества, чтобы не изменить Своему Учителю — Христу! Новое культурное общество не только их ненавидит, но и страстно хочет видеть их медленные, мучительные страдания.

Ученики упорно отстаивают в себе веру в Христа как Сына Божия, и это упорство злит, разрывает сердца отступников. Они добиваются, чтобы все как один отверглись от Сына Божия и перешли на сторону сына дьявола, но эти немногие — верные Христу люди — мужественно упорствуют, и тем усиливают к себе ненависть толпы.

Но Спаситель вновь ободряет Своих: «Не бойся, малое мое стадо! Я победил и вы победите! Еще немного, и все сильные мира падут пред вами. Я иду первый на страдания. Тогда иудеи, теперь — весь мир. Снова надо Мной жестокая расправа. Но это уже последняя... Довольно. Хватит. Теперь место гневу и Моему правосудию...

Я пришел к Своим, и Свои Меня не принимают. Так было тогда, так и теперь!.. Теперь весь христианский мир готовит Мне расправу на мировой Голгофе. Но как тогда, так и теперь, Я подсудимый и осужденный на казнь. Но еще немного и очень немного, Я воскресну и буду сам судить мир.

А вы не бойтесь! Вас осталось очень мало, многие Мне изменили, многие пошли путем Иудиным, а вы сохранили Мне верность. Не постыдились Меня и Моего унижения, за то Я вас прославлю пред Отцом Моим Небесным, Ангелами Моими и всем миром».

Слова Самого Христа Спасителя успокоили сердца скорбящих людей, плач утих. Покаявшись, укрепившись духовно, люди стали тихо выходить из домика.

«Не бойся, младое стадо! С вами Бог!»

В полутьме двое из вновь пришедших подошли к священнику.

— Это что у вас? — спросили они.

— Суд! — ответил пастырь. — Кто хочет избежать осуждения на общем Страшном Суде, спеши скорее на исповедь. Исповедь есть частный суд. Кто здесь сам се¬бя обвинит, тот будет оправдан там Христом и получит себе место на стороне правых...

О, как блаженны вы, простые сердцем люди, умею¬щие каяться на исповеди. Ваши слезы покаяния будут сияющим венцом награды на Страшном Суде Христовом.

И кто вас решится осудить тогда, если вы сейчас сами себя уже осудили и наказали себя как виновных! Трижды блаженны вы, дорогие братья и сестры! И как несчастны те из нас, особенно ученые, мудрые от себя, грамотные, сами от себя разумные, которые силятся любой ценой создать мир и счастье на земле, а получается все наоборот. Не желая себя теперь обвинить в чем-либо, они будут обвинены и осуждены Христом на Страшном Суде.

А ты, брат мой, пока не поздно, смирись пред Богом и покайся пред священником во всем, что ты сделал худого, и тебе не страшен будет Страшный Суд!..

«Оставите безумие, и живи будете, взыщите разум, да поживете» (паремия 2-й седмицы Великого поста).