Ирина Ивановна Иванова
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христианской Церкви, как единому Богочеловеческому организму, свойственны особые качества как человеческого, так и Божественного бытия. Одно из Божественных и таинственных качеств Церкви является способность пребывать над временем и пространством или, как свидетельствуют святые отцы, проживать в Вечности. Когда мы православные люди приходим на богослужение в праздничные дни, а в нашей Церкви, что ни день, то праздник, мы не только вспоминаем то или иное событие, или того или иного святого, мы проживаем это событие, которое совершилось когда-то в прошлом. И это главное в православных торжествах.
Православный церковный календарь с его Праздниками и постами открывает всему человечеству путь к Господу нашему Иисусу Христу и дает достаточно времени, чтобы человек вошел в лоно Церкви и осуществил Божественный замысел о нем. Важную роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества отведено Пресвятой Богородице. Несмотря на то, что в Новом Завете содержатся крайне скудные сведения о земной жизни Матери Божией, мы имеем возможность участвовать в событиях жизни Богородицы через молитвенное предстояние за богослужениями в Двунадесятые богородичные праздники.
Именно богослужебные тексты, которые читаются или поются за Всенощным бдением и Литургией описывают и изъясняют историю того или иного праздника и помогают нам раскрыть и понять основной смысл празднуемого события. Они и помогут нам войти вместе с Пресвятой Богородицей в тот таинственный день, когда Она, трилетствующая юница, Непорочная Владычица вводится в Дом Божий, во Святая Святых.
Но сначала мы верующие люди должны осознать, что каждый Православный год жизни христианина в церкви, это путь, имеющий начало и конец. В начале своего пути человек: «…должен родиться в чистоту Пресвятой Девы Богородицы и, взяв в праздник Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня свой крест, под покровом омофора Пресвятой Владычицы, с пением Давидских псалмов и божественных гимнов, войти с нею во Святая Святых, вступив в ту область бытия, «куда не ведет никакая вещественная дверь». Она, избранница Божия, вступила в таинственную глубину Богообщения, готовясь стать местом вселения Самого Господа.
С каким трепетом мы внимаем словам праведной Анны, обращенные к Деве Марии и которые мы слышим во время пения хором: «…пойди, Чадо, давшему Тя буди возложение и благовонный фимиам. Вниди в невходимая, и увеждь тайны, и уготовися быти Иисусово вместилище…» [Минея. Ноябрь. 21 ноября. Великая вечерня. Стихиры на стиховне. Стихира 2.]
Каждый год 21 ноября по-старому, и 4 декабря по новому стилю, в Рождественский пост, Церковь отмечает древнейшее и непостижимое событие в истории человечества, которое совершилось более двух тысяч лет назад, это Введение во храм Пресвятой Богородицы. Весь Православный мир в этот день едиными устами и единым сердцем поет за богослужением тропарь праздника: «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасение проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение». [Минея. Ноябрь. 21 ноября. Великая вечерня. Тропарь.]
«Ныне с нее, первой, началось возобновление общения с Богом. Она, первая, избавлена от клеветы. Она первая удостоилась Божия благоволения – вместо прежнего отвержения. Она, первая, была облагодатствована Духом Святым. С Нею, первой совершилось спасение». [Вениамин (Федченков), митр. Введение во храм Пресвятой Богородицы. М.: Правило веры, 2007. С. 22.]
Но то, что совершилось с Ней и в Ней тогда – совершается уже со всеми нами.
Слово «днесь», которое мы слышим в начале текста тропаря, с греческого на славянский язык переводится как сегодня и сейчас. И то, что произошло более 2000 лет назад имеет непосредственное отношение и к нам верующим, живущим в XXI веке. Церковь своими песнопениями и всем своим богослужением вводит нас в особую реальность. Мы становимся соучастниками и свидетелями совершившегося «ныне» перед нашим внутренним взором события - Введение Пресвятой Богородицы во храм.
Когда Пречистой Деве Марии исполнилось три года, святые праведные родители Её Иоаким и Анна, решились исполнить данный ими обет – отдать на служение Богу рожденное ими дитя, Богом избранную отроковицу. Исполняя свое обещание, они собрали хор дев со свечами, созвали священников и множество родственников, все они с пением начали радостное и торжественное шествие из Назарета в Иерусалим.
Через три дня пути, достигнув Святого Града, на удивление всего Иерусалима, они вошли в храм и с царскими почестями ввели туда одушевленный храм Божий, Богоотроковицу Деву Марию. Удивительно, что Она не просто входит, а Ее вводят в Царский Чертог к Царю Богу, ведь Она обрученная Ему Царица. Впереди шествует с пением псалмов царя Давида хор девиц с зажженными свечами. «Днесь храм одушевленный святыя славы Христа Бога нашего…приводится в храм законный жити во святых; и радуются с Нею Иоаким и Анна духом: и девственнии лицы Господеви поют, псаломски воспевающе и чтуще Матерь Его» [Минея. Ноябрь. 21 ноября. Великая вечерня. Стихиры на Господи, воззвах. Стихира 2.] Потому само слово – «Введение» – говорит о царственном характере события.
По свидетельству святителя Тарасия, патриарха Костантинопольского и праведные родители Иоаким и Анна воспели песнь праотца Давида: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего» (Пс 44:11–12). Эти слова псалма легли в основу прокимна, который торжественно и громогласно возглашает диакон на утрени праздника, а хористы с огромным усердием и силой вторят ему.
Разумеется, святые отцы и учителя Церкви Православной под воздействием Духа Святого постигли и открыли для себя и для нас таинственно-Божественную глубину и основную идею это события. Вот как пишет об этом митрополит Вениамин (Федченков): «Ведь сколько лет я праздновал этот праздник; да еще был и на клиросе, и чтецом, и регентом, - следовательно, певал и стихиры, читал и каноны; но до этого года не воспринимал самой сути праздника этого…». [Вениамин (Федченков), митр. Введение во храм Пресвятой Богородицы. С. 4.]
Слушая пение стихир на «Господи, воззвах» и на «Хвалитех», владыка понял для себя основную суть празднуемого события, он пишет: «… перед моим духовным взором поднялась завеса и я узрел настоящий, глубокий, Божественно-чудный смысл праздника, полный содержания. Моего уха коснулось слово – обручение, или предобручивый. И точно молния..., мое сознание пронизала мысль – да ведь ныне же празднуется ОБРУЧЕНИЕ БОЖИЙ МАТЕРИ» [Там же. С. 3–4.] «…Ему же, яко храм избранный и всенепорочный, предобручилася еси Духом таинственно, обручена Богу и Отцу». [Минея. Ноябрь. 21 ноября. Утреня. Стихиры на хвалитех. Стихира 3.] Вот так и осветилось для владыки содержание праздника и пролился свет.
Бог Отец из всех отроковиц избрал Себе Марию Деву единую в Матерь Сыну Своему. И, избрав, привел Ее к Себе в Свой Царственный дом, то есть в храм. Как часто мы слышим за богородичными праздниками слова о Ее невестничестве: «Радуйся, Невесто Неневестная!». Именно в этот праздник происходит духовное сочетание между Богом Отцом и Девою Марией. Это и есть обручение.
Божия Матерь, избранная в невесты Богом Отцом, оставляет своих родителей Иоакима и Анну, которые любили Ее до самозабвения и переходит на воспитание и жизнь в дом Божий, в храм, чтобы достойно приготовиться стать Материю Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому, не случайно в этот день на Утрене поется Катавасия «Христос раждается, славите…». [Минея. Ноябрь. 21 ноября. Утреня. Канон. Песнь 1. Катавасия.] Сразу становиться очевидной связь праздника Введения во храм Богородицы с праздником Рождества Христова.
На Руси, в старые добрые времена, еще при святителе Димитрии Ростовском существовала дивная традиция, – избранная в невесты жениху девица, или обрученная ему, оставляла с этого момента свой дом и родителей и переходила жить в дом будущего мужа, живя на женской половине, храня с ним полную чистоту девства.
И так, Богоотроковица вводится в храм, то есть в дом Божий, чтобы там достойно воспитаться в Матерь Сыну Божию. Тема воспитания Избранницы Божией, это другая цель праздника Введения, но она подчинена и связана с основною мыслию – обручение. Около двенадцати лет Она живет там и готовиться к Своему избранничеству – стать Матерью Бога, Спасителя мира. Как премудро Промысел Божий извлек Ее из мира. И даже родители были отстранены, чтобы Она всецело могла отдаться единому Богу, с Которым Она обручается в праздник Введения во храм.
Из богослужебных текстов видно, что Она воспитывалась особым чудесным образом, ведь она готовилась стать Матерью Бога. Воспитателем Ее был Сам Дух Святой. В кондаке праздника мы слышим слова, которые говорят нам об этом: «Яже» (Она) уже в «Дусе Божественном» [Минея. Ноябрь. 21 ноября. Утреня. Канон. Кондак.], именно Он и будет Ее наставлять. А ближайшим слугою был приставлен Архангел Гавриил, который приносил Ей пищу - Небесный хлеб. Вот как об этом поется в стихире на Великой Вечерне праздника: «…тогда и Гавриил послан бысть к Тебе, Всенепорочней, пищу Тебе принося. Небесная вся (воинства) удивишася, зряще Духа Святаго в Тя всельшася». [Минея. Ноябрь. 21 ноября. Великая вечерня. Стихиры на Господи, воззвах. Стихира на «и ныне».]
Оставив позади Себя весь мир, Богоотроковица с этого момента, всю Свою жизнь посвящает Единому Богу. Больше Она никого не хочет знать. И душой, и телом Она вся отдана обручившему Ее Отцу Небесному. Основным Ее занятием были молитва, пение и чтение слова Божия, рукоделие, постоянное памятование о Боге, - одним словом, вся жизнь в Боге были Ее непрестанным деланием.
Нам надо вспомнить о том, что все избранные Богом великие люди, воспитывались по промыслу Божьему чудесным образом. Например: Моисей, вождь Богоизбранного народа, жил и воспитывался в доме фараона, а затем будущий пророк сорок лет живя в пустыне, ухаживая за стадом овец у своего тестя Иофора, готовясь к основному своему призванию, освобождает свой народ из рабства фараона и ведет их в землю Обетованную.
И мы верующие люди, избранные и призванные Богом: «Не вы Меня избрали, а я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и принесли плод…» (Ин 15:16), должны ответить на призыв Господа и принести плод жертвенной любви к Богу: «Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс 50:17).
Как удивительны и радостны слова стихов, которые запевает канонарх перед стихирами на Стиховне: «Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе». И далее стих: «Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев» (Пс 44:15,16). Значит, и введение Пресвятой Девы Марии было только началом, а затем, следуя пророчеству должно последовать приведение в след Ея к Царю царствующих Господу Иисусу Христу множество дев святых.
Какое огромное число подвижниц веры Христовой, идя вослед Матери Божией, достигли небесного чертога Господа Христа. Сколько и сейчас, подвизающихся и желающих войти в сей Небесный град Иерусалим, которые идут разными путями жизни человеческой, но имея перед собой образ Матери Божией, хранят в сердце Ее пламенную любовь к Богу и ближним своим. Не будем забывать, что мы живем в непрестанном присутствии Самого Господа Иисуса Христа вместе с Его Пресвятою Материю, которая не оставляет тех, кто призывает Ее в своих молитвах.
И так праздник Введения во храм Богородицы – день торжественно-славный и радостный в жизни Матери Божией. В этот день Она раздает особую милость всем тем, кто обращается к Ней с сердечной молитвой. Эта торжественно праздничная и благодатная радость «предображения благоволения Божия» [Минея. Ноябрь. 21 ноября. Великая вечерня. Тропарь.], хоть и таинственно-сокровенная еще, наполняет нашу душу и зовет к покаянию чистоты и подвигам.
Поэтому будем каждый день нашей жизни призывать на помощь нашу Небесную Заступницу Пресвятую Богородицу. Ее же святыми молитвами да поможет и нам Господь обрести чистоту сердца и войти в Царствие Божие. Аминь.
Использованные источники и литература
1. Библия сиречь книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета с параллельными местами. СПб.: Синодальная типография, 1900. 1660 с.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: РБО, 2013. 2047 с.
3. Вениамин (Федченков), митр. Введение во храм Пресвятой Богородицы. М.: Правило веры, 2007. 78 с.
4. Минея. Ноябрь. Ч. 2. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1981. 544 с.