Архиепископ Никон Рождественский.



Предо мною прошения одного городского обывателя, где он повествует, что в день причащения святых Тайн он пришел в монастырскую церковь к литургии и попросил позволения самому прочитать правило ко святому причащению. Служащий иеромонах отказал, и отсюда вышла целая история.

Говельщик заспорил, бросил фразу: «Может быть, я недостоин читать и правило?»

На что иеромонах ответил односложным «да», и тогда говеющий сказал: «Значит, я недостоин и слушать», - и вышел из церкви, чтобы идти причащаться в другой храм. Но, вспомнив, что без записки об исповеди его не причастят, он вернулся в церковь, подошел к северным дверям алтаря и «громко», как сам пишет стал просить «записочки».. Понятно, что иеромонах ему отказал в просьбе, ибо в это время совершал уже проскомидию.

И вот сей говельщик подает мне прошение о том, чтобы я «уполномочил его помогать псаломщику» в служении, но «при другом иеромонахе»…

Прошение это очень характерно. В нем так и сквозит какой-то уродливый правовой взгляд на такие отношения, где нет ни малейшего места для «правовых» отношений… А ведь этим взглядом пропитана почти вся наша интеллигенция, не только отколовшаяся от Церкви, но и мнящаяся пребывать в недрах Церкви, разумеется, исключая немногих верных Церкви сынов.

Ныне всякий хочет быть хозяином и распорядителем в церкви. Человек говел, исповедался, готовился к причащению Божественных Тайн Христовых: казалось бы, должен быть настроен смиренно, проникнут чувством покаяния, должен бы хранить мир в себе самом, мир со всеми и ради сего мира смиряться, не требовать того, что не в его власти, уступать во всем, не смутить своей кающейся души…

Но вот, не исполнили его просьбу, и он заводит скандал, жалуется архиерею.. Да скажите Бога ради: где же христианство его? Ужели это ученик Христов?

Страшно становится за таких мнящих себя быть верными сынами Церкви. Я не оправдываю иеромонаха, но как пастырь не могу же стать на эту правую точку зрения мирянина, во гневе на служителя Церкви желающего приступить к Божественным Тайнам и не замечающего за собою такого страшного порока…

Чтобы вразумить его, я положил такую резолюцию: «Соборный протоиерей разъяснит просителю, что и сам архиерей не допустил бы его к святым Тайнам в таком немирном настроении, в каком он находился, ибо святое причащение было бы ему во осуждение.

Апостол Павел говорит, что такие недостойные причастники даже внезапно умирали за это.

Но и иеромонах, по-видимому, грубо обошедшийся с просителем, не прав: яко инок, должен первый подать пример смирения. Он, протоиерей, объяснит обоим, что взаимное прощение и примирение обоим враждующим доставит счастие и радость»…