Диакон Виталий Богданов

Приближается праздник Светлого Христова Воскресения — Пасха. Формально – закончился Великий пост, еще в пятницу. Всего неделя осталась до того момента, когда православные будут приветствовать друг друга радостным восклицанием: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе»! И эта оставшаяся, особенная неделя, именуемая Страстной, расскажет о событиях последних дней земной жизни Иисуса Христа.

А сегодня православные вспоминают Вход Господень в Иерусалим. Этот двунадесятый праздник, который в народе больше известен как Вербное воскресенье, — словно связующее звено между Великим Постом и Страстной. Его событиям предшествовало последнее путешествие Спасителя в Иерусалим и чудесное воскрешение праведного Лазаря, которое вспоминается накануне – в субботу.

Еще намереваясь идти в Иерусалим из Галилеи, Христос встречается с недоумением учеников: «Равви! Давно ли иудеи искали побить тебя камнями, и Ты опять идешь туда…Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11.8-16). Так рассказывает нам об этом в своем Евангелии апостол Иоанн Богослов. За что хотели иудеи побить камнями Христа? Потому что Его учение не нашло себе места в их сердцах.

Иисус говорил о Своем Божественном достоинстве, обличал неверие иудеев и их закоренелость в осознании своей национально-религиозной исключительности, а также мертвый формализм в исполнении Моисеева закона. Но эти слова Богочеловека вызвали у слушавших лишь новый приступ злобы: «Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его…» (Ин. 10.31)

Но теперь путь Спасителя снова лежит на юг, в Иудею, потому что пришло время исполниться Писаниям. И вот, окруженный учениками, Христос, немного не дойдя до столицы Иудеи, приходит в Вифанию, где жили Его друзья: сестры Марфа и Мария, а также их брат Лазарь, который после непродолжительной болезни умер и к приходу Христа был уже три дня как предан земле. Среди всеобщего плача и скорби о его смерти Господь совершает чудо – воскрешает Лазаря. Это событие, при всей своей чрезвычайности и явном действии Божественной благодати, было крайне болезненно воспринято противниками Христа – ведь как повествует евангелист Иоанн, многие иудеи, бывшие у гроба Лазаря и видевшие его воскрешение, уверовали в Мессию.

Ради любопытства приходили они в дом к Марфе и Марии, чтобы увидеть живым того, кто еще несколько дней назад лежал в земле, а теперь – вместе с Христом и учениками принимал участие в трапезе, состоявшейся за шесть дней до праздника иудейской Пасхи. Потому первосвященники и книжники постановили убить и его, потому что многие, видя его живым, веровали во Христа. Да что там старейшины – даже среди учеников Иисуса появился предатель. (Ин. 12.1-11)

Но простой народ по-своему воспринял происходящее. На следующий день после того самого ужина в Вифании, когда Христос направился в Иерусалим, люди, узнав о Его приближении, вышли Ему навстречу. Охваченные ликованием, вдохновленные виденным чудом, они вдруг осознали, что пришло время свершиться вековой мечте – их самих и их предков. Настал час свергнуть иго ненавистных язычников-римлян, а затем завоевать весь мир, чтобы править народами. Вот явился и обещанный пророками царь! А кто, если не Он? Исцеляющий прокаженных, ходящий по водам и воскрешающий мертвых! Все время говорящий о Царстве. Казалось бы, время пришло. Были сомнения, но теперь они рассеяны.

Словно не видели они в происходящем явное несоответствие своих ожиданий действительности. Не обратили они внимания на то, что входил Мессия в святой город не с воинством, не как триумфатор и победитель, не как земной царь, которого они так ждали. Что восседал Он не в блеске и пышности одежд на изящной лошади, а скромно сидел в своих простых одеждах на молодом осленке – основном тогдашнем транспорте бедняков. Словно не замечали они всего этого. Будто земному царю постилали они по пути следования свои одежды и, срезая с деревьев ветви, встречали Путника победными возгласами: Осанна! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев! (Ин. 12.12)

Да, так гласило пророчество, которое приводят в своих Евангелиях апостолы Матфей и Иоанн: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». (Зах. 9. 8-9). Но не для прославления и возвеличивания входил Господь в Иерусалим, а для того, чтобы взойти на Голгофу и Крест. Именно эта мысль выражена в словах отпуста, который произносится уже на Страстной седмице по окончании богослужений: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения».

И спустя всего несколько дней похожая толпа будет кричать: «Распни, распни Его!» Понятно, что далеко не все из тех, кто встречал Христа на входе в столицу, стояли тогда у дворца римского прокуратора, прося казни Пророку из Галилеи, а разбойнику Варавве – свободы. Но переменчивость настроения людей весьма ярко свидетельствует о духовной подмене, жертвами которой стали почти все сыны Иакова.

Какое отношение, кроме простого воспоминания, имеет этот праздник к нам, живущим спустя почти 2000 лет после вспоминаемых ныне событий? Да самое непосредственное. Мы тоже «Новый Израиль», по слову апостола Павла. И подобно иудеям встречаем Христа в этот день с ветвями в руках. Конечно, это не пальмы – в наших краях в былые времена к этому дню зацветали лишь вербы.

Именно их мы приносим в храм в этот день, отчего и сам праздник получил название Вербного воскресенья. И, держа в руках эти веточки с раскрывающимися пушистыми почками, мы в едином молитвенном порыве взываем ко Христу теми же словами: «Осанна!» Словами, которые выражают в дословном переводе с иврита мольбу о спасении. Только какого спасения мы желаем? От наших житейских бед и невзгод? От проблем и сложностей? Если быть честным, то чаще всего – именно так. И в этом нет ничего плохого.

«Без Меня не можете творить ничего» — говорит Господь в Евангелии. (Ин. 15.5) И мы просим у Бога помощи в наши житейских нуждах. Но беда в том, что эти потребности мы часто ставим во главу угла нашей жизни и наших взаимоотношений со Христом. Мы, подобно иудеям, видевшим в Мессии земного владыку, утрачиваем истинное понимание смысла христианства.

«Ищите прежде Царства Божия и правды Его» — вот, к чему призывает нас Спаситель. (Мф. 6.33) Того Царства, о котором сказал Он Пилату на суде: «Царство Мое не от мира сего». Нам, идущим путем Христа, так же необходимо пройти этот царский путь и взойти на свою Голгофу – распять в себе грех и все то, что противится в нашей природе Богу и Его заповедям. Только тогда свет Воскресения, воссиявший от Гроба Господня, станет реальностью нашей жизни. Жизни со Христом в любви и истине.