Отец Иоанн заявлял не раз, что задача каждого преподавателя состоит в том, чтобы дать ученикам прочный фундамент знаний, на котором они сами могут впоследствии строить здание разумного миропонимания.
Сейчас в определенном смысле стало хорошим тоном в православных кругах говорить, что человек замолился: правила читает, каноны, кафизмы, слишком благочестив. Это произносится как диагноз...
Любой педагог несёт ответственность за то, какие «зёрна» он сеет в душе ученика и воспитанника. В педагогике, также как в медицине, необходимо соблюдать «золотое правило» - «не навреди»…
Есть ли смысл говорить о свете людям, которые не ощущают, что они во тьме? Как говорить об особом Пути тем, кто даже не осознает, что в мире множество дорог? Как можно взыскать истинный ответ, когда и вопроса-то нет?
В первую очередь перед учителем стоит задача создать доверительную обстановку, в которой между ним и учеником возможны отношения без страха, где основным и наиболее ценным источником развития и становления будет обоюдный опыт.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет: «Истинный Педагог у нас один - это Христос, и все совершается Им и через Него в душе ребенка. Один только есть Учитель, Который собственно научает - Христос. Его слово внутри нас научает; где нет Его Слова внутри нас, ...там слова вне звенящие - лишь шум пустой»...
Что же завещает наставникам детей отец Иоанн в распознании и предостережении от греха, столь важном в воспитании, и для самих детей, чтобы открылись им опасности, и последствия к каким приводит грех? «Предостерегайте детей в отношении греха и его последствий!»